По благословению митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия совместно с  митрополией паломническим центром наш Свято-Воскресенский Теплодарский женский монастырь провел паломнический рейс на остров Крит (Греция) с 18 по 23 июня 2016 года.

    Поездка на таинственный остров  была первой от Украины и произвела на нас неизгладимое впечатление.

 

    Остров Крит известен, как один из крупнейших центров религиозной и культурной жизни Греции. Это самый большой греческий остров, пятый по величине из островов Средиземного моря  после Сицилии, Сардинии, Кипра и Корсики. Его площадь составляет немногим более восьми тысяч квадратных километров. Живет на Крите около 630 тысяч человек. Подавляющее большинство населения, почти сто процентов, — греки. Крит является одной из 13 периферий (регионов) Греции и делится на четыре нома: Ираклион, Ханья, Ласити, Ретимно. Столица острова — город Ираклион, назван в честь мифического героя Геракла. Население Ираклиона с пригородами составляет около 280 тысяч жителей, что составляет почти половину населения острова.

Крит имеет гористый рельеф. Высочайшая вершина — Тимиос Ставрос, что в переводе означает Святой Крест. Гора возвышается на две с половиной тысячи метров над уровнем моря. Есть и другие горы.  Они имеют крутые склоны и глубоко расчленены ущельями. На Крите много пещер. 

На всей территории Крита царит умеренный средиземноморский климат. Это значит, что зима здесь дождливая, а лето — жаркое и сухое. Хотя существуют небольшие различия между прибрежной и горной областями. Порой зима в горной части острова может сопровождаться сильными снегопадами — такими, что на вершинах гор снег не тает вплоть до июня.

     История острова древняя начинается с минойской эры и богата своими трагическими и героическими страницами.

Цивилизация Крита имела ряд особенностей, отличающих её от иных. Прежде всего, это была морская цивилизация. Уже само по себе возникновение на острове высокоразвитой, самостоятельной культуры является удивительным, поскольку все иные цивилизации были материковыми. В этом случае море не стало непреодолимой преградой, а наоборот – связующим мостом. К особенностям крито-минойской культуры следует отнести то, что центрами её развития были дворцы – многоэтажные сооружения, со множеством помещений. Дворцы не имели крепостных стен. Их функцию выполняли море и флот. Критяне имели письменность. Их этническая принадлежность и язык, на котором они говорили, не установлены до сих пор.

Минойская цивилизация  процветала на острове приблизительно с 2600 по 1400 год до Рождества Христова и считается древнейшей в Европе. Эта цивилизация названа в честь царя Миноса, державшего в построенном легендарным Дедалом лабиринте человекобыка Минотавра. Но это, конечно, миф. А вот конец минойской культуры был реален и весьма трагичен.

В период с 2800 по 1400 гг. до н.э. культура Крита поэтапно развивается, достигая своего пика к XV в. до н. э. Но в XV в. происходит что-то непонятное. Дворцы подвергаются разрушению. Сменяется этнический состав населения острова. На Крит приходят греки. При письме используются древние символы критского письма , но тексты составляются уже на древнегреческом и таким образом создаётся критское письмо.  Именно греческая фонетика письма дала возможность расшифровать критское письмо. Но древнейшее критское письмо  до сих пор не расшифровано.

Исследователи предполагают, что древнейшая дворцовая культура Крита была уничтожена природной катастрофой – извержением вулкана Санторини. Этот вулкан находится в 130 км на север от Крита. В XV в. до н.э. произошло его извержение огромной мощности. От землетрясения образовалась гигантская волна – цунами, которая нанесла существенные разрушения северному побережью Крита. Но это было только начало катастрофы. По гипотезам, дальнейшее извержение развивалось следующим образом: вулкан выбросил в воздух огромное количество магмы. После этого внутри его жерла образовалась пустота. Склоны вулкана не выдержали и обвалились внутрь под собственной тяжестью. В обвалы же хлынула морская вода. Она попадала прямо на раскалённую лаву. Огромные объёмы воды мгновенно превращались в пар, давление которого росло с огромной скоростью. Остров Санторини взорвался, как паровой котёл. От этого взрыва произошли колебания земной поверхности и её местное опускание. Но самым страшным было образование новой волны цунами, которая превосходила первую своими размерами и мощью. Это волна окончательно уничтожила и весь минойский флот, и постройки на острове, и часть населения Крита и Кикладских островов. Крито-минойская цивилизация понесла такой урон, что не смогла в дальнейшем оправиться от него. А Крит через некоторое время был заселён греками с материка.

     Именно это историческое событие возможно и послужило основой для создания легенды об Атлантиде – об острове с высокой цивилизацией, который был поглощён морем и ушёл на дно.

    До извержения вулкана Санторин на Крите проживало около миллиона человек. Таким образом, население Крита до сих не достигло численности, какая была до катастрофы.

    Первое тысячелетие до Рождества Христова — время господства на Крите дорийской культуры. Незадолго до пришествия в мир Спасителя Крит оказался во власти римлян и вошел в состав провинции Крит и Киренаика.

В 767 году при императоре Константине Копрониме была образована отдельная фема (военно-административный округ) Крит в составе Восточной Римской Империи (Византии). Однако, уже началась арабская экспансия, и вскоре, в 824 году, остров захватили мусульмане и был образован Критский эмират.

 

135-летний период арабского владычества стал тяжелым испытанием для Критской Церкви. 

     Много пролито крови на многострадальном острове Крит. Во всё продолжение новейшей истории Крит  был театром постоянных кровопролитий. Особенно кровава была война за обладание островом, двадцать пять лет тянувшаяся между Венецией и Турцией.

В 1644 году турецкий корабль, на котором плыла в Мекку на богомолье самая любимая из султанских жён, был захвачен мальтийскими галерами, зашедшими в порт Кандию. Султан сделал ответственными за это венецианцев, которые владели тогда Критом, и объявил им войну. Многочисленное турецкое войско высадилось на Крит и с обычным зверством принялось истреблять жителей. Рассказывают, что во время осады Суды турки сложили перед крепостью три пирамиды из человеческих голов, по пяти тысяч голов в каждой. Из этого можно заключить, как велась турками война. но для нас особый интерес представляет история христианства на этом острове. 

Но цель нашего путешествия это христианский период истории Крита, который насчитывает две тысячи лет. Христианство на Крите проповедовали еще в I веке апостол Павел со своим учеником Титом, который впоследствии стал первым епископом острова.  Точное время обращения Тита ко Христу неизвестно, но уже в 49 году он сопровождает Павла и Варнаву на Апостольский Собор в Иерусалиме. Из Священного Писания мы знаем, что Тит выполняет поручения своего наставника, утверждая в вере местные церкви. После освобождения от первых римских уз Павел поставляет Тита Критским епископом. И после этого Апостол языков не оставлял своего ученика и поддерживал его: в число книг Нового Завета входит послание апостола Павла к Титу. «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые», — напоминает апостол Павел Титу в своем послании. И далее учит, что подобает делать. Апостол Тит исполнил порученное, основал на Крите девять епархий, умер в глубокой старости и был погребен в городе Гортина (там тогда был административный центр острова). В VI веке была возведена величественная базилика в честь первого епископа и покровителя Крита апостола Тита.  Во времена римской империи Гортина  являлась столицей острова и достигла своего наивысшего расцвета.  Здесь, в храме, хранились  святые мощи апостола Тита.  На развалинах древнего города до сих пор чувствуется дух  святости тех времен. После опустошения острова сарацинами в IX веке от мощей апостола Тита осталась одна глава, хранящаяся в новой столице острова — Ираклионе, в храме его имени.

 Собор апостола Тита в Ираклионе – неповторим, он соединяет в себе различные архитектурные стили. Связано это с тем, что за свою многовековую историю он много раз переходил из рук в руки: православные, католики, мусульмане. Бывал он почти разрушен землетрясениями, уничтожен пожарами.

В одном из пожаров XVI века чудом уцелели главные святыни собора – честная глава апостола Тита и чудотворная икона Пресвятой Богородицы Панагия Месопандитиссас. Позже, спасая от турок, их перевезли в Венецию. В 1966 году мощи апостола Тита вернули на Крит, а Панагия Месопандитиссас остается в Венеции доныне.

Говоря о святых Крита, необходимо упомянуть Андрея, одного из выдающихся церковных гимнографов, автора Великого покаянного канона. В правление императора Юстиниана II он был рукоположен в архиепископа города Гортина. Проповеди Андрея Критского отличаются высоким слогом и гармоничной фразой, что позволяет говорить о нем как об одном из выдающихся церковых ораторов Византийской эпохи. Святой Андрей возглавлял Критскую Церковь вплоть до кончины в 740 году.

 

В 767 году при императоре Константине Копрониме была образована отдельная фема (военно-административный округ) Крит в составе Восточной Римской Империи (Византии). Однако, уже началась арабская экспансия, и вскоре, в 824 году, остров захватили мусульмане и был образован Критский эмират.

 

135-летний период арабского владычества стал тяжелым испытанием для Критской Церкви. 

 

Критский эмират существовал до 961 года, когда талантливый полководец Никифор Фока, будущий император, вернул остров в состав Византии.

 

После изгнания арабов с Крита византийским военачальником Никифором Фокой на острове начался второй период расцвета политической и религиозной жизни.

 

В результате Четвертого крестового похода, закончившегося катастрофой для Византии, Крит был первоначально выделен Бонифацию Монферратскому. Но Бонифаций, будучи неспособным осуществить управление островом, продал его Венеции за тысячу серебряных марок. В том же 1204 году Крит был завоёван Генуей, но в 1205 году венецианские войска заняли остров, и в течение нескольких столетий он был под контролем Венеции.

 

С началом венецианского владычества для православия настали самые трудные времена. Венецианские власти поставляли латинских архиереев. Православные архиепископы вынуждены были проживать вне Крита. Православие на Крите в эти тяжелые времена поддерживают многочисленные православные монастыри, активные игумены и ученые монахи, а также духовенство городов и деревень. 

 

В XVII веке мусульмане возобновили попытки захватить остров. Последние венецианские крепости капитулировали в 1715 году. Остров оказывается под властью Османской империи. Вплоть до конца XIX века существовал вилайет Крит. Церковь в этот период получает относительную свободу. 

 

Новый период в истории Критской Церкви начинается после освобождения острова и провозглашения независимого критского государства в 1898 году. В 1908 году остров де-факто стал частью Греческого королевства, а формальное присоединение произошло спустя пять лет. Тем не менее, Критская Церковь не стала частью Элладской Церкви, а осталась в юрисдикции Константинопольского Патриархата.

 

В 1962 году епархии Критской церкви были повышены в статусе до митрополий, а в 1965 году Церковь получает полуавтономию. В состав Критской архиепископии входит восемь митрополий. С 28 февраля 1967 года предстоятели Критской Церкви носят титул архиепископа. В Церквах греческой традиции сан архиепископа выше сана митрополита. 

 

Критской Церкви принадлежит ряд церковных учебных заведений: Высшая церковная школа в Ираклионе и Православная академия Крита, а также семинария в Ханье. Критская Церковь издает журнал «Апостол Тит».

 

Сейчас на острове Крит около 700 храмов, монастырей и часовен. Из ста существующих монастырей действует двадцать пять. В женских — много монахинь, до шестидесяти человек, а в мужских монахов немного — всего три-четыре человека. Старейшие храмы Крита сохранились со времен Византийской империи. Храмы и монастыри строились, разрушались врагами и природными катаклизмами, восстанавливались и снова строились. Многочисленные святыни разбросаны по всему острову.

 

Значительная часть святынь Крита находится в Ираклионе. Начнем с кафедрального собора Критской архиепископии, носящем имя святого апостола Тита. Он был построен по приказу Никифора Фоки, освободившего остров от сарацин, взамен разрушенного мусульманами храма в Гортине. В период венецианского господства собор был кафедральным храмом католического архиепископа. Во время турецкого владычества здание храма было переоборудовано в мечеть. После того как в 1923 году турецкое меньшинство покинуло Крит, собор вновь был освящен как православный храм, а минарет переделан в колокольню. То, что храм переходил из рук в руки, определило уникальность его архитектуры. В 1966 году из Венеции на Крит была возвращена глава святого апостола Тита, вывезенная в Италию незадолго до завоевания городка турками. В настоящее время мощи апостола хранятся в соборе слева от входа.

 

Отметим собор святого Мины, стоящий на площади святой Екатерины. Мина был родом из Египта, служил в римской армии и пострадал за Христа во время гонения Диоклетиана. В дальнейшем он являлся в разных местностях как всадник и спасал людей. В 1735 году была построена маленькая церковь во имя этого святого. Когда вследствие борьбы греческого народа за независимость турки проводили политику террора против христиан, произошло чудесное событие. В один из дней 1826 года турки собирались уничтожить христиан, собравшихся на площади перед храмом, но явился всадник на белом коне и приказал туркам разойтись. Турки послушались, приняв всадника за турецкого офицера, но позднее выяснилось, что это был кто-то другой. Христиане посчитали, что спас их именно святой Мина. С тех пор египтянин, бывший римский офицер, стал покровителем города Ираклион. В благодарность святому был построен собор, освященный в 1895 году. Покровительство святого проявлялось и в ХХ веке во время Второй мировой войны, когда немцы и итальянцы проводили операцию по захвату Греции. 23 мая 1941 года бомба, упавшая на крышу собора, не взорвалась. В память об этом событии у северной стены собора расположен макет этой бомбы. 

 

Рядом с собором святого Мины стоит храм в честь святой великомученицы Екатерины. Он был построен в 1555 году и представляет собой пример смешения византийской и венецианской архитектуры. В середине XVI века церковь была подворьем Синайского монастыря святой Екатерины. Во времена нашествия турок храм был превращен в мечеть. В настоящее время в храме находится музейное собрание церковного искусства, хранящее иконы и фрески Михаила Дамаскиноса, выдающегося представителя критской иконописной школы.

 

Святыни есть не только в столице острова, но и в её окрестностях. В 20 километрах южнее Ираклиона находится женский монастырь «Панагия Палиани». Это один из старейших монастырей острова. Предметом интереса паломников является миртовое дерево, растущее на территории монастыря. Согласно преданию, в его ветвях скрыта икона Богородицы, увидеть которую могут лишь праведники, а молитва перед миртовым деревом исцеляет женщин от бесплодия.

 

Еще один женский монастырь в номе Ираклион «Панагия Каливиани» расположен в местечке Мессара. Во времена Византийской империи этот монастырь был мужским. С XIV века здесь сохранился храм, посвященный чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Эта икона почитается в монастыре как главная святыня. В обители были обретены мощи монахов-мучеников, пострадавших за веру во времена турецкого господства. Мощи были замурованы в стене монастырской часовни. Совершающиеся от мощей мучеников чудеса бережно записывают сестры обители. В монастыре в настоящее время около 50 монахинь. Обитель традиционно занимается благотворительностью. Предметом заботы инокинь являются приют для девочек и женский дом престарелых.

 

В 30 километрах к югу от столицы острова находится мужской монастырь святого Георгия. Он был основан в 1614 году по повелению великомученика Георгия. Святой явился в видении будущему основателю монастыря — монаху Паисию — и поручил ему построить на этом месте обитель. Трижды за свою историю монастырь разрушался, но воссоздавался заново. В алтаре монастырского собора великомученика Георгия Победоносца хранится часть его святых мощей и частицы мощей великомученика целителя Пантелеимона, святых Екатерины, Анастасии Узорешительницы и мученика Трифона. История сохранила свидетельства о чуде, совершившемся по молитвам к святому Георгию. Во время засухи из земли забил здесь источник воды, не оскудевший до наших дней. Монастырь служил убежищем для многих критян во времена турецкого господства и немецкой оккупации. В обители создан музей истории, в котором собраны уникальные экспонаты — личные вещи иноков, старинные книги и облачения.

 

На востоке острова расположен ном Ласити. Здесь находится женский монастырь Керы Кардиотиссы. Начало его истории восходит к XIII веку. До настоящего времени сохранилась церковь, украшенная фресками и иконами. Главная святыня — это икона Богородицы, которая держит младенца на левой руке, поэтому называется Кардиотисса (Сердечная). Интересна история этой святыни. Турки, которые долго владели Критом, трижды отвозили эту икону в Константинополь, но она чудесным образом возвращалась. Тогда ее цепью приковали к мраморной колонне, и она опять появилась в монастыре вместе с колонной и цепью. Колонна стоит во дворе, а цепь находится у иконы, на иконостасе.

 

В номе Ласити находится мужской монастырь Топлу. Другое его название — монастырь Пресвятой Богородицы «Акротириани». В монастыре функционирует музей икон, хранящий работы иконописцев XVI–XVIII веков.

 

К западу от Ираклиона находится ном Ретимни. Из святынь этого региона отметим мужской монастырь Аркадия. Есть разные точки зрения на происхождение этого названия: это имя либо основателя монастыря, либо императора, во время правления которого монастырь был основан. Эта святыня Крита является настоящим символом свободы, поскольку в XIX веке монастырь сыграл важную роль в восстании против Османской империи. Сейчас монастырь, архитектура которого включает в себя элементы барокко, представляет собой тихое умиротворенное место. Проникнуться непростой историей храма можно в музее, сохранившем ценные реликвии и древние иконы.

 

Древней святыней этой области является мужской монастырь Превели. Этот монастырь ставропигиальный и подчинен непосредственно Константинопольскому патриарху. Его история восходит к XIV веку. Монастырь состоит из двух частей. Нижняя часть посвящена Иоанну Крестителю, в настоящее время она превращена в музей. Верхняя — апостолу Иоанну Богослову. На территории монастыря находится святой источник, утоляющий жажду монахов и гостей обители. Одной из главных святынь обители является крест, привезенный игуменом Ефремом Превелисом из Константинополя в XVIII веке. В исторических документах описано множество чудес от святыни. Например, когда немцы в 1941 году оккупировали Крит, то разграбили монастырь. Забрали и крест. Решили отправить его в Афины на самолете и там продать, но самолет не смог взлететь. Тогда крест перенесли на другой самолет, но и он не поднялся в воздух. Немцы поняли, что крест обладает чудесной силой, испугались и вернули его в монастырь.

 

Самой западной частью Крита является ном Ханья. В 15 км от административного центра нома на полуострове Акротири находится ставропигиальный мужской монастырь Святой Троицы. Он был построен в 1632 году венецианскими православными монахами Лаврентием и Иеремией. В его архитектуре сочетаются дорический стиль и стиль эпохи Возрождения. Примечательно то, что это был единственный монастырь, свободно действовавший во время турецкого господства, так как мог позволить себе выплачивать дань. Здесь с 1892 года функционирует духовная семинария.

 

Поблизости от Троицкого монастыря находится монастырь Гувернето. Другое его название — Госпожа Ангелов. Монастырь был построен в 1537 году и выглядит как замок с башнями, которые использовались для защиты от захватчиков. Внешний вид монастыря говорит о сильном венецианском влиянии.

 

Рассказ о монастырях, храмах и других святынях Крита можно продолжать очень долго. Они являются ярким свидетельством о том, как и в каких условиях христианство осуществляло свою спасительную миссию на протяжении двух тысячелетий.

Но самым большим сюрпризом для нас было посещения мужского монастыря мучеников Рафаила, Николая и Ирины. После того как мы приложились к мощам мучеников мы заметили с левой стороны алтаря на стене иконостас с епитрахилями и фотографиями. На одной из фотографий был образ отца Ионы (Игнатенко) и его епитрахиль. Надпись на греческом свидетельствовала:  преподобный отец Иона Одесский. Наш дорогой духовник встречал нас на далекой Критской земле своим преподобием. Оказывается игумен монастыря отец Геннадий был духовным чадом отца Ионы и после его кончины передал в монастырь епитрахиль старца и он почитается ими как местночтимый святой.  Конечно, после такого почитания старца, не удивительно, что у нас возникло желание еще раз побывать на этой удивительной земле, ощутить гостеприимство и радость братского общения критян и вернуться в обитель, где так чтут всеми нами любимого старца.

  До  свидания Крит. До новых встреч.

[yfgallery iduser=”alexekrylov” show=”album” showtitle=”0″ idalbum=”516020″ psize=”S” asize=”ХL” limit=”12″ sort=”rpublished”]

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *