Было принято, что паломники приносят дары Храму не только от себя, но и от родственников и соседей. Земледельцы, ремесленники, купцы дарили Храму то, что выращивали, производили, продавали. Бывали и дары в виде денежных сумм, серебряных слитков, изделий из золота и серебра. Поэтому многие годами готовились к паломничеству в Иерусалим, и только жители окрестностей, приносившие обычно в Храм продукты и дрова, могли позволить себе паломничество несколько раз в год. Паломники приносили множество жертвоприношений разного рода, часть которых позволялось съесть; в атмосфере праздника часто происходили пиршества, на которые приглашали земляков, хозяев, соседей, нищих паломников.
Паломники заполняли время изучением Торы, посещали иешивы (заседания) при Храме, ежедневные церемонии на Храмовой горе и в самом Храме, праздничные ритуалы.
Во времена Второго храма Израиль и Иерусалим были центром религиозной и духовной жизни не только еврейского населения страны, но и всей диаспоры. Паломничество помогало поддерживать связь Храма с еврейским народом, оно создавало также постоянный приток средств, необходимых Храму. Влияние Храма и Иерусалима на паломников было велико. У массы людей, прибывших со всех концов Израиля и из всех общин диаспоры, возникало сознание единства народа, национальной и общественной солидарности. В периоды потери Иудеей независимости именно во время паломнических праздников в Иерусалиме евреи особенно страдали, когда иноземные власти унижали их национальную гордость; в эти дни нередко происходили выступления против чуждого правления.
Паломничества в Иерусалим продолжались и после разрушения Второго храма, однако прежняя радость сменилась скорбью и надеждой на его восстановление. День разрушения Второго храма, который по традиции считается и днем разрушения Первого храма, стал днем траура, а для жителей Иерусалима — также паломничества к Западной стене (Стене плача). На южной части Западной стены можно видеть древнюю надпись паломника, верившего в восстановление Храма: «И увидите это, и возрадуется сердце ваше, и кости ваши расцветут, как молодая зелень…» (Ис. 66:14). Стих на стене не дописан: возможно, паломнику помешало приближение стражи.
Сохранились еврейские, христианские и мусульманские свидетельства о непрекращавшемся потоке еврейских паломников к Храмовой горе. Даже во времена Элии Капитолины (см. Иерусалим. Исторический обзор. Наименования) и Иерусалимского королевства крестоносцев, когда евреям не разрешалось входить в город, они совершали паломничество на Масличную гору, молясь и оплакивая там разрушение Храма. Позже многие еврейские авторитеты запрещали евреям подниматься на Храмовую гору после разрушения Храма, даже когда это было возможно (см. также Храмовая гора).
Завершая рассказ об этом периоде, напомню беседу Христа с самарянкой у колодца Иакова. Разрешая противоречие между иудеями, молившимися на Храмовой горе и самарянами, поклонявшимися на горе Гаризим, Спаситель сказал: «Наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». (Ин. 4.21).  Христос говорит о прекращении ветхозаветных жертв на Храмовой горе. Несколько десятилетий после этого Иерусалим ещё оставался местом паломничества как для иудеев, так и для христиан из иудеев. Например, в своих посланиях апостол Павел упоминает о своих приходах в Иерусалим к праздникам. Но для апостола это был педагогический приём, а для иудео-христиан – форма инерции. Впрочем, эти паломничества прекратились в 70 году с падением Иерусалима под ударами легионов императора Тита.
Паломничества Спасителя в Иерусалим
Христос-Отрок в Иерусалиме (Втор. 16:16), Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками, но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе.
По закону Моисея все евреи мужеского пола обязаны были три раза в год являться в Иерусалим на праздник Пасхи, Пятидесятницы и Кущей; исключение делалось только для детей и больных. Особенно строго требовалось посещение Иерусалима на праздник Пасхи. Отрок, достигший 12-ти лет, становился “чадом закона”: с этого времени он должен был изучать все требования закона и исполнять его предписания, в частности – ходить в Иерусалим на праздники. Празднование Пасхи продолжалось 8 дней, после чего богомольцы возвращались по домам обыкновенно группами. Иосиф и Мария не заметили, как отрок Иисус остался в Иерусалиме, думая, что Он идет где-нибудь поблизости от них в другой группе, с родственниками и знакомыми. Видя же, что Он долго не присоединяется к ним, начали Его искать и, не нашедши, в тревоге возвратились в Иерусалим, где только через три дня, надо полагать, со дня выхода своего из Иерусалима, нашли Его в храме, сидящего среди учителей, слушающего их и вопрошающего их.