Киевская Митрополия Украинской Православной Церкви
Учителям общеобразовательных школ
В последние годы в школьной системе Украины расширяются возможности для христианского просвещения. Благодаря многолетней активности церковных деятелей, педагогической, родительской общественности в различных регионах Украины, в частности в г.. Киеве и Киевской области в значительной части школ излагаются предметы духовно-нравственной направленности: «Библейская этика», «Христианская этика», «Христианская этика в украинской культуре ” тому подобное. В частности, в Киеве таких школ 140 (всего в столице Украины около 500 школ).
Забота Церкви о нашем будущем проявляется в том числе и во внимании к делу христианского просвещения как в сугубо церковной жизни – в педагогической деятельности на приходе, так и взаимодействия с учреждениями общего образования, педагогической общественностью.
С целью более эффективного усвоения духовно-нравственных ценностей в системе общего образования мы предлагаем некоторые общие рекомендации, основополагающие принципы, которые будут помогать в преподавании христианской этики, внедрении христианских добродетелей в учебно-воспитательном процессе.
цель преподавания
Духовно-нравственное развитие детей и привитие им любви к Богу, к ближнему, к Украине происходит через усвоение национальных культурных ценностей и универсальных христианских нравственных ценностей: человечности, милосердия, уважения к родителям и старшим, трудолюбия, добросовестности, благодарности и т.п., глубоко укоренившиеся в национальной культурной и нравственной традиции.
Этот процесс предусматривает следующие этапы: ознакомление с основными принципами и ценностями духовно-нравственного мировоззрения; формирование позитивного отношения к предмету изучения; усвоения материала (понимание важности христианских духовно-нравственных ценностей); формирование положительных нравственных ценностей и убеждений; желание и внутренняя потребность подражания образцам морали и поведения; воплощение в жизнь воспринятых знаний и ценностей.
задача преподавания
учебные:
– Ознакомление с основными духовно-нравственными ценностями, понятиями добродетелей и греха, добра и зла, христианскими традициями в Украине;
– Ознакомление с правилами и принципами христианской этики общения и отношений между людьми, с правилами и обычаями добродетельной жизни.
– Проведение учебно-воспитательных мер по повышению детской готовности к ориентации в различных жизненных ситуаций, в которые может попасть ребенок.
воспитательные:
– Познание и восприятие морально-этических ценностей и применения их в своем поведении;
– Воспитание в детях христианских черт: любви к Богу, ближнему, Родине, уважения к родителям и старшим, трудолюбия, способности преодолевать трудности, склонности бескорыстно делать добро;
– Воспитание духовно-нравственных и эстетических чувств. Развитие эмпатии и желание быть нужным людям.
развивающие:
– Формирование эмоционально-волевой и когнитивной сферы ребенка для наилучшего выявления его мыслей, размышлений о тех жизненных проблем, с которыми ей приходится сталкиваться;
– Поддержка потребности ребенка в самосовершенствовании через развитие его потребности в истине, добре, красоте – духовных, нравственных и эстетических ценностей. Поощрение ребенка к работе над собой (через художественное творчество, игровую деятельность, подготовку к традиционным праздникам и участие в них и т.п.).
Реализовать поставленные в курсе задачи учителю поможет выделение определенных содержательных линий, которые разворачиваются в течение всего года обучения и присутствуют в большинстве уроков. Содержательные линии – это своего рода основные направления, которые в своей совокупности формируют целостность и полноту содержания курса обучения.
Выделяем следующие содержательные линии:
•Христианские корни моей жизни.
•Как питать свою душу или “работа в поле собственного сердца, воли и разума”.
•Почему меня учит Священное Писание.
•Взаимная забота и любовь в моей семье.
•Люди, которые меня окружают, и мое отношение к ним.
•Моя Родина и что я могу сделать для нее.
• Как заботиться о том, что принадлежит мне.
Христианские корни моей жизни
Как сказал христианский богослов первых веков Тертуллиан, “душа человека по природе христианка”. С позиции христианской антропологии это означает, что человек узнает в мире вокруг себя и в себе самой целесообразности, благо, красоту и любовь, подаренные Творцом. Поэтому и ребенок с радостью воспринимает такие темы, как “Мир, созданный для добра”, “как нам помогает вера, надежда, любовь”, “Милосердие в нашей жизни”, “Жить по-христиански”, которые являются подтверждением ее «внутреннего» знания и убеждения, в мире есть благо и любовь.
Как питать свою душу или “работа в поле собственного сердца, воли и разума”
Ученики начальной школы, которым уже 8-9 лет, вполне способны распознавать в своей душе добро и зло. С одной стороны ребенку, как и каждому человеку, естественно иметь чистую совесть и обременительно поддаваться злу, а с другой в собственном характере, в своих эмоциональных реакциях она видит собственное несовершенство. Кроме того, так или иначе в общении с родителями, учителями, взрослыми ребенок слышит разные замечания, предостережения, пожелания в свой адрес. Поэтому она хочет быть “хорошей”, радовать своих родителей, учителей, родных. Задача взрослых, в том числе учителя христианской этики – поддержать это желание ребенка, подбодрить ее, помочь настроиться на ценность труда как учебной, так и труда “на поле собственной души”. Для этого нужно научить детей быть внимательными к своим мыслям, намерений и чувств, способствовать тому, чтобы они пытались следовать своей совести и учились совершенствовать собственные намерения и чувства.
Почему меня учит Священное Писание
В начальной школе преподавание христианской этики с учетом реального уровня осведомленности с духовной литературой в современной семье не ставит задачу последовательного и систематического изучения Св. Писания. Это – задача для старшего возраста. Самое важное – передать детям знания того, что в мире есть Святая Книга, которая несет бесценные духовные сокровища, и придет время эту Книгу открыть. Поэтому сейчас при случае мы приводим для ребенка только полезные, доступные его возрасту сюжеты из Св. Писания. Эти сюжеты в некоторой степени можно увидеть в руководстве, но некоторые из них учитель и сам может творчески использовать во время обучения.
Взаимная забота и любовь в моей семье
Несколько тем посвящено семье. Мы исходим из того, что семья в этом возрасте для детей является высшей ценностью, и именно такой она должна остаться и в дальнейшем. Содержание христианской этики и ее преподаватель должны способствовать росту учащихся в их сыновстве, их благодарности и уважении к родителям, осознании своего долга перед ними.
Как заботиться о том, что принадлежит мне
Эта содержательная линия посвящена воспитанию у детей заботливости и заботы о том, за что они уже способны отвечать и чем заниматься. Ведь ребенок взрослеет только тогда, когда она переживает и осознает свою ответственность за определенную совокупность вещей, определенную сферу жизни, домашних животных и тому подобное. Поэтому, хотя это направление непосредственно отражен в немногих темах, учителю целесообразно о нем помнить.
Люди, которые меня окружают и мое отношение к ним
Это направление включает в себя те стороны жизни, которые представляют связь ребенка с оточуюшимы. С взрослением ребенок становится более социальным, в нее устанавливаются определенные отношения со сверстниками, старшими, учителями. Эта содержательная линия уделяет внимание и культуре поведения, и воспитание доброжелательного целом отношение к другим людям; чуткость, внимательность, готовность выполнить просьбу, прийти на помощь.
Моя Родина и что я могу сделать для нее.
Христианское мировоззрение поддерживает высочество и святость понятие Родины. Воспитание патриотизма, ответственности за родную землю всегда входило в традицию христианского воспитания. Наша задача – прививать детям понимание того, что есть Родина, и воспитывать в них любовь к ней. Для осознания понятия Родины важно помочь ученикам осмыслить тесную связь с землей, на которой они родились и растут, с ее историей и людьми. Поэтому данный курс включает в себя христианскую оценку определенных тем нашего исторического бытия.
Предметы духовно-нравственной направленности “Христианская этика в украинской культуре”, “Библейская этика” и т.д. достаточно новыми. Поэтому учителю важно подходить к преподаванию творчески: работать над собой, все время осваивать новый материал. Но есть определенная основа знаний, опираясь на которую, учитель сможет заниматься самообразованием. Такими знаниями, краеугольными камнями образованности учителя христианской этики:
загальнобогословськи знания и собственное знание предмета – христианской этики;
специальные знания – знания из сферы христианской педагогики: основные этапы ее развития, цели и принципы, особенности практического применения;
Работа в христианской культуре подразумевает знание произведений украинской и мировой литературы, искусства, исторических событий в контексте их христианского содержания – в таких объеме и форме, которые позволят поделиться собственными знаниями с детьми.
Загальнобогословськи знания, важные для преподавателя духовно-нравственных дисциплин.
Эти знания включают в себя в том числе:
Христианское учение о человеке – о образу и подобию Божию, о грехе, страсти и борьбу с ними христианское понимание совершенства человека и пути до такого совершенства.
Собственно христианскую этику и нравственное богословие – о моральных качествах, путь к ним, добропорядочные отношения между людьми и человека с миром.
Священное Писание и его значение для духовной и нравственной жизни.
Основные категории христианской этики и их применение в преподавании.
В этом разделе приводится основной перечень категорий, понятий, принципов христианской этики и выводы из этой науки, которые нужны учителю. Для более детального ознакомления рекомендуем обращаться к источникам [5,11-12].
Этика – наука о морали, о системе правил жизни, о правилах поведения, о различении добра и зла.
Христианская этика – наука о добродетели человека, о том, как человеку идти к добру, к христианскому совершенству, следуя Божьим законам, данные людям в сверхъестественном Божьем Откровении, что открывается нам в Священном Писании и христианской церковной традиции (Святом Предании).
Мораль – совокупность осознаваемых людьми принципов, правил жизни в обществе, норм поведения.
Нравственность – воплощение нравственных принципов и правил в реальной жизни. Нравственность отличается от морали тем, что является плодом внутреннего убеждения человека, воплощением избранных и осуществляемых ею жизненных принципов (в то время как мораль – это в основном правила, сформированные обществом, которое через мораль ставит требования к лицу). “Под именем нравственности мы понимаем не только внешние обычаи, но и всю внутреннюю основу [наших] намерений” (Я.-А. Коменский).
Этикет – нормы и способ поведения, обычаи и правила поведения и общения. Соблюдение этикета способствует налаживанию отношений с другими людьми, если это не идет вразрез с моральными принципами и убеждениями.
Нравственное сознание – важная сторона общего сознания личности, через которую открывается наличие нравственного начала во всех видах человеческого бытия. Важнейшие категории морального сознания: совесть (совесть), стыд, долг, достоинство, благо. Библейское учение об образе Божием свидетельствует о врожденности нравственного сознания у человека.
Природный моральный закон – свойственный человеческой души внутренний закон, который указывает человеку, что есть добро, а что есть зло, к чему он должен стремиться, а чего избегать.
Совесть (совести) – одна из важнейших категорий христианской этики. Есть личным сознанием и личным переживанием человека в правильности, достоинства и честности всего, совершенного человеком. Так о совести писал античный философ Сенека: “Священный и высокий дух находится внутри нас, ведет учет всех наших добрых и злых поступков, и является сторожем или мстителем за наши дела. Как мы относимся к нему, так и он относится к нам”. В свете этики Нового Завета совесть – это фундаментальная нравственная основа личности, коренится в христианской вере и определяет весь строй духовной жизни. жизнь по совести включает участие ума, чувства и воли и происходит одновременно в трех измерениях: как моральное сознание, как моральное переживание и как волевая способность личности действовать согласно приговору нравственного сознания.
Нравственные ценности (стоимости) и святыни определяют готовность личности к самоотверженности и самопожертвования ради утверждения определенных идей, принципов или символов. Святыня имеет абсолютную ценность и осуществляет существенный, структурируя влияние на нравственное сознание.
Десять заповедей (Декалог) – концентрированное изложение этики Ветхого Завета. Десять заповедей определили императив – отношение человека к Богу и к ближнему на тысячи лет жизни человечества.
Десять заповедей несут как внешний, буквальный смысл – прямые требования в виде запретов делать злое, дурное ( “Не сотвори себе кумира”, “Не убивай”, “не прелюбодействуй”), так и внутренний смысл, который раскрывает необходимость определенного душевного усилия человека , труда по изменению себя. Иисус Христос, придя в мир, критикует внешнюю, только формальное следование ветхозаветному закону, не сопровождается внутренним изменением сознания. Декалога и заповеди любви к Богу и ближнему Христос предоставляет евангельского содержания. Он объясняет, углубляет и совершенствует Закон Моисея. Христос в Нагорной проповеди показывает в новом свете, в частности, то, что не только убийство является грехом, но и то, что “кто гневается на брата своего напрасно, подлежит суду” (Мф. 5, 22). Он уточняет заповедь чистоты: “кто смотрит на женщину с вожделением, совершил прелюбодеяние с нею в сердце своем” (Мф. 5, 28) и другие предписания закона Моисеева.
Новозаветный Закон – его открыл нам Иисус Христос, а передают во все времена и для всех народов апостолы, Церковь, христианская традиция.
Суть этого Закона воплощена в двух заповедях Христа:
1) в заповеди о самоотречения: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мк. 8, 34);
2) в заповеди о любви к Богу и ближнему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим; это первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки “(Мф. 22, 37-40).
Цель первой заповеди – искоренение из души человека зародыше гордости и самолюбия, которые являются главной причиной всех других грехов.
Цель второй заповеди – укоренение в человеческой душе ростка нового, святой жизни для ее духовного роста, вплоть до уподобления Богу: “Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5, 48). Новозаветный, или Евангельский Закон не отменяет Закон Моисеев, а совершенствует его. Ветхозаветный Закон в порядок преимущественно внешнее поведение человека. а Спаситель хочет прежде всего чистоты внутренней – помыслов, сердца, намерения благотворительности. Он не только запрещает месть, но и призывает любить врагов своих: “Я говорю вам: любите врагов ваших , благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за тех, нападающих на вас и гонящих вас, чтобы вы были сынами Отца вашего, который на небесах, который своим солнцем озаряет злых и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных “(Мф. 5, 45-46).
Новозаветный закон указывает на блага небесные и вечные. Поэтому он побуждает человека искать прежде всего Царство Божие и правды его (Мф. 6, 33).
Ветхозаветный закон угрожал суровыми наказаниями за его нарушение, зато Евангельский закон побуждает человека к добродетели любовью. “Если любите меня, сохраните заповеди Мои” – говорит Спаситель, а также: “Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, того полюбит Отец Мой, и Я полюблю его и явлюсь ему Сам “(Иоанн 14, 21).
Иисус Христос не только возвестил людям новый Закон, но и дал им силу, чтобы этот Закон выполнять. Моисеев Закон указывал человеку на его греховность, но не давал силы и средств избавиться от нее. Евангельский Закон, Церковь и христианский образ жизни дают силу, которая освобождает человека от рабства греха и оброка смерти.
Заповеди блаженства дает человечеству Христос в Нагорной проповеди (Мф. 5, 1-12). Само слово “блаженный” богословы толкуют как плод труда души, когда человеческие усилия к праведности поддерживаются благодатью Божьей, которая освящает душу человека. То есть, “блаженный” – не просто “счастливый”, а озарен благодатью Божией.
Заповеди блаженства – это абсолютный идеал, к которому надо двигаться всю жизнь, возможно приблизиться, но невозможно достичь. С другой стороны, нравственный идеал Евангелия не является чем-то посторонним, не свойственным человеку. Наоборот, он является потребностью добропорядочного основы человеческой природы. Человек искренне стремится к добродетельной жизни и нравственного совершенствования. Стремясь к выполнению заповедей Христовых, она удовлетворяет собственные нравственные потребности, и именно это ей дает блаженство, благодарность к Богу, радость, мир, веру, надежду, любовь.
Заповеди блаженства и другие заповеди Евангелия не является императивными, категоричными, они сохраняют человеческую свободу. Христос призывает к совершенству, но не предписывает.
Христианская добродетель. Добродетель – сознательное, свободное и постоянное стремление к добру и соответствующая ему деятельность человека по воплощению морального закона. Христианская добродетель имеет свои особые проявления.Творения добра христианин рассматривает не как свою заслугу или как собственный произвольный выбор, а как призвание, как служение, как выполнение Божьей заповеди. Так об этом пишет апостол Павел: “Уж не я живу, но живет во мне Христос” (Гал. 2,20).
Добродетельную действие христианин не расценивает как собственную заслугу, а весь успех приписывает помощи Божией: “Да и вы, когда исполните все предписано вам, говорите: мы, рабы ничего не стоящие, сделали только то, что должны были сделать” (Лк. 17, 10).
Свобода. Свобода является бесценным даром Божьей благости, мудрости и любви, данным человеку в собственность.Свобода является источником, благодаря которому человек способен себя творчески раскрыть и проявить. Свобода дает человеку смысл собственного существования.
Нравственная свобода – это способность через нравственное самоопределение преодолевать ограниченность душевную и телесную. Человек растет в нравственной свободе, утверждаясь в благое и освобождаясь от власти греха. Реальная свобода осуществляется напряжением духовных сил человека, осуществляет нравственный выбор.
Грех. Грех заключается в отступлении от норм как природного, так и благодатной жизни. Причины греха заключаются в искажении человеческой природы – ложном устройстве ума, неестественных чувствах и неправильном направлении свободы. В христианской традиции грех рассматривается как проявление страсти, которая находится в человеке. Корнем греха является самолюбие, эгоизм, гордыня. Человек, отделена от Бога вследствие искажения человеческой природы в акте грехопадения (Быт. 3), выбирает, по словам апостола Иоанна Богослова “алчность тела, алчность очей и гордость житейскую” (1Иоанна. 2,16).
Развиваясь сначала как намерение, грех овладевает сердцем (эмоционально-чувственной сферой) и утверждается через греховный поступок. По частого повторения грех переходит в греховную привычку. Совесть, которая сначала возмущается грехом, при его повторении реагирует все слабее. Греховная привычка превращается в злую страсть, человек становится рабом греха.
Страстью называют такую склонность к поступкам и такое действие, которые, долгое время таясь в душе, с помощью привычки переходят в сущность ее. В аскетическом богословии страсть определяется как противоестественное направление сил души.
Христианская свобода как преодоление греха. Краеугольным камнем христианского учения является положение о том, что Бог освободил человека от власти греха Своим воплощением (воплощением), крестным страданием, смертью и Воскресением. Существование Церкви, явление святых и праведников в жизни мира является свидетельством победы над грехом. И в судьбе каждого человека с момента крещения, присоединение к Церкви и начала христианской жизни начинается преодоление греха.
Освобождение от греха осуществляется через покаяние. Покаяние совершается свободной волей личности, обращается за поддержкой к Божественной благодати. Покаяние является внутренним движением души, ее действительной сменой, и притом таким движением, который постоянно развивается. Свобода от греха достигается в постоянной борьбе с ним.Победа над грехом возможна благодаря постоянству в обращении к благодати Божией.
Христианские добродетели. Добродетели – это добропорядочные качества человека, которые проявляются в ее отношениях с Богом, людьми, окружающим миром. “Добродетель – это нравственная доблесть и красота, которые способны захватывать и привлекать всякого человека, к которым следует стремиться и которые необходимо воспитывать и взращивать в себе совета достоинства своего существования, восхождение к идеальной нормы бытия и добродетельной богоуподоблення” [5].
Добродетель может проявлять себя эпизодически, разово в конкретном поступке, но более последовательно рассматривается как следствие целенаправленных усилий и устоявшихся хороших привычек человека. Тогда она проявляет себя как сформирована черта характера.
С религиозной точки зрения христианские добродетели – это одежды души, в которые ей предстоит одеться на земле и в которых она предстанет перед Богом в вечности.
Но другая добродетель проявляет себя в тесной связи с другими. Невозможно достичь успеха в определенной добродетели, не обращая внимания на другие. Известный аскетический писатель VI в. авва Дорофей пишет: “Надо ежедневно понемногу упражняться в каждой добродетели” [13]. Макарий Великий отметил что “все добродетели соединены между собой как звенья духовного цепи и друг от друга зависят: молитва от любви, любовь от радости, радость от красоты, красота от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты “.
Христианское мировоззрение отмечает, что все добродетели достигаются только через синергию (совместные усилия) человека и благодати Божией.
Добродетели могут быть описаны в той или иной “системе координат”. Так различают: добродетели различных сил души (добродетели ума, чувства и воли) добродетели как фактор действия природы, воспитания и благодати (добродетели естественные, приобретенные и харизматичные) добродетели в аспекте отношение к себе, к людям, к Богу (аскетические, этические и религиозные).
Значение Священного Писания для формирования общей культуры и мировоззрения преподавателя христианской этики.
Систематически Священное Писание планируется изучать на уроках “Христианской этики в украинской культуре” в следующих классах. Но учителю важно донести до детей, что существует Праздники Книга, которая включает в себя большую мудрость и может очень помочь в жизни. Пусть у третьеклассников будет сейчас не столько рациональное (через знания) восприятие Св. Писания, сколько уважительное и сердечное.
Самому же учителю полезно осознать, что Библия является фундаментом личной культуры каждого человека, фундаментом европейской и украинской культур на протяжении столетий. Поэтому, пропуская через свою душу содержание Св. Писания, мы сами становимся духовно, нравственно и культурно богаче и можем больше дать детям.
Язык Библии – символическая, образная, содержит много притч и афоризмов и может многое дать учителю и в его личном общении с детьми, и во время урока.
Различные книги Библии написаны в разное время, разными авторами. Но все они имеют глубокий единство, потому что сконцентрированы вокруг одной Истины – приход в мир Спасителя человечества Сына Божьего Иисуса Христа. Ветхий Завет свидетельствует о приготовлении Богом человечества к этому событию, доносит до нас соответствующие пророчества.Новый Завет раскрывает содержание самого события прихода Спасителя, Его жизни, смерти и Воскресения; описывает начало жизни нового единства людей – Церкви Христовой, которую развивают апостолы Духом Святым; дает нам наставления, как войти в новую жизнь в такой общине.
Для человека, который не читал или мало читала Библию, стоит порекомендовать определенный порядок знакомства со Священным Писанием, так как не все книги Библии одинаково легко усваиваются. Так, советуем начинать с Нового Завета, а именно – из Евангелия от Марка. После Евангелий можно читать Деяния апостолов, потом -некоторые поучительные книги Ветхого Завета (Притчи Соломона, книгу Сираха), Пятикнижие Моисея (кроме достаточно сложной книги Левит), далее – Послания апостолов (Новый Завет), Псалтырь. Эти книги доступны нашему современнику. Другие книги Библии (книги пророков, исторические книги Ветхого Завета и Апокалипсис из Нового Завета) тоже можно читать, но их содержание требует определенной богословской подготовки или наличия авторитетного комментария.
Плодом внимательного чтения и усвоения Священного Писания могут быть 1) твердые собственные христианские убеждения и соответственно христианское отношение к ученикам; 2) первоначальное усвоение образов Св. Писания и его мудрых истин, которые можно преподавать ученикам по мере их понимания.
Христианские корни украинской культуры
По мнению современного украинского философа М. Поповича, христианская религия является признанным источником и неотъемлемой составляющей украинской культуры [14]. Со времен святых равноапостольных князей Ольги и Владимира Крестителя мировоззренческие основы национальной культуры Украины основываются на восточно-христианской вероучительных и культурной традиции. Как мировая религия христианство, охватив своим влиянием огромное количество культур Востока и Запада, стало основополагающим формообразующим фактором для отечественной духовности.Украинская ментальность, язык, мировоззрение, быт, обычаи, обряды, право, государство, литература, искусство сложились благодаря активному усвоению христианских духовных ценностей нашими предками.
В течение Х – ХIII вв. в Киевской Руси происходит частичный синтез дохристианских местных традиций и христианства православного образца. Конечно, этот процесс не был беспроблемным. В первую очередь это проявилось в конфликте старого и привычного для людей язычества, которое переживало идейную кризис, с новым для Руси византийским христианством. Сложный и длительный процесс взаимодействия двух культурных систем приводит к постепенной христианизации духовного мира наших предков
Благодаря утверждению христианства Киевская Русь превращается в важную контактную звено между Востоком и Западной Европой, Византией и Скандинавией, обеспечивая тем самым возможность взаимодействия славянских народов со многими регионами средневекового мира. Эту геополитическую и культурную роль посредника Украина продолжает выполнять и в современном мире.
Украинский христианство благодаря своему ярко выраженном гуманистическом характера сумело соединить в себе мировоззренческую установку на интеллектуальность и личность с установкой на духовность и соборность. Гармоническое единство этих установок воплощается в антропологическом идеале Киевской Руси, ярко выраженном в жизни и произведениях преподобных Антония и Феодосия Печерских, Нестора Летописца, митрополита Илариона, Климента Смолятича и продолжена их потомками – духовными писателями И. Вишенским, Л. Зизания, П. Могилой, Ф. Прокоповичем, иконописцами и художниками Ф. Сеньковичем, М. Петрахновичем, И. Кондзелевича, композиторами М. Березовским, А. Веделем, Д. Бортнянского, философами Г. Сковороде и П. Юркевичем. Таким идеалом, который остается актуальным и в наше время, свободная, одаренная знанием и словом, творческая, социально активный человек, но одновременно и смиренная, мудрая, терпимая, проникнута светом милосердия и прощения.
Выдающийся педагог и богослов ХХ в. наш земляк В. Зеньковский раскрывает многогранную категорию «софийность» (от греч. софия – мудрость, знания, мастерство). В этом символе-понятии выражается идея гармонии разума и веры, непротиворечивого сочетания интеллектуального, эмоционально-чувственного и практического развития личности в ее служении Богу. Поэтому в отечественной культуре знания не противопоставляется нравственности и вере, а наоборот, укрепляет их. Символом “Софии” есть сердце Украины – храм Софии Киевской.
Софийное знания, носителем которого и возникает свободная, одухотворенная личность христианина-праведника, предусматривает особую гармонию бесконечного духовно-душевного стремления к постижению истинной мудрости (Бога) и глубинного «бытие в истине», которая воплощается в практических поступках «мудреца», подтверждается его жизненной поведением, представляя тем самым традицию единства морально-этической теории и практики.
Средоточием духовных и физических сил софийного человека, его личным экзистенциальным центром выступает «сердце».Общеизвестный кордоцентризм украинского православия, который берет свое начало в культуре Киевской Руси, переданный по наследству следующим поколениям национальной культуры. Интеллектуальное знание в контексте идеи кордоцентризму выступает как «любомудрие», то есть приобретает морально-нравственного значения и служит средством познания Божественной Мудрости.
Основные идеи киевского христианства получили дальнейшее развитие в культурно-историческом процессе. На украинской почве они были продолжены в философской теории и образовательной практике братских школ, казацкой духовной культуре, художественной и научной творчества.
Бюрократический пресс империи и безгосударственность украинского народа помешали свободного и органического развития украинской христианской культуры. И руководители национального возрождения с конца XVIII до начала XX в. в основу своей деятельности возлагали именно христианские идеалы. На христианских ценностях строится творчество выдающихся представителей эпохи: писателей Т. Шевченко, П. Кулиша, Н. Костомарова, Л. Глебова; педагогов К. Ушинского, Х. Алчевской, С. Русовой, Г. Ващенко; художников А. Мурашко, М. Врубеля, М. долины, И. Ижакевича;архитекторов И. Григоровича-Барского, М. Городецкого; композиторов Н. Лысенко, М. Леонтовича, Ф. Колессы, С. Людкевича и многих других.
Народная культура и народные обычаи украинский глубоко и органично христианскими. Несмотря на яростную борьбу с христианской нравственностью украинский атеистической власти в ХХ в. и невозможность открыто засвидетельствовать свои взгляды, создатели украинской литературы пробуждали совесть, отстаивали уважение к человека, уважение к духовному началу. Христианское отношение к жизни и смерти, добропорядочные образы и характеры открываются нам в произведениях раннего П. Тычины, Б.-И. Антонича, А. Олеся, И. Багряного, Г. Тютюнника, Е. Гуцало, Л. Костенко, В.Близнеця и других.
В начале XXI века. христианство продолжает оставаться одним из основных факторов, определяющих развитие современной Украины. Несмотря на рост влияния секулярной культуры, оно составляет золотую сокровищницу мировоззренческих ориентиров и морально-этических ценностей как всего человечества, так и украинского народа.Подавляющее большинство населения Украины считает себя христианами и ориентируется на христианские идеалы в своей жизни. Для граждан Украины Церковь является наиболее авторитетным институтом по сравнению с другими государственными и негосударственными учреждениями. Все это свидетельствует о том, что в условиях дальнейшего обострения глобальных проблем, угрожающих самому существованию человека, следование гуманистическим идеалам христианства является наиболее адекватным средством выхода из кризиса.
Как проводить урок на основе духовно-нравственных ценностей (в частности, на уроках “Христианской этики в украинской культуре»)
Начальная школа – благоприятный период для преподавания в любой области знаний. Открытая детская душа и на христианскую этику. Но как преподавать этот предмет? Что касается других, традиционных предметов существуют многолетние наработки и методики. А здесь могут возникнуть определенные недоразумения: нет требований определенного уровня знаний, что может привести к недостаточной систематичности и ослабление дисциплины. Учитель может встретиться с проблемой невозможности учеников весь урок сосредотачиваться на содержании предмета. в таких случаях опытные педагоги пытаются чем-то занять руки и внимание детей – то раскрашивать, вырезать, устраивать викторины. Но такие приемы не могут быть самоцелью, это лишь вспомогательные средства.
Считаем, что предмет будет иметь успех, если учителя искренне волнует духовно-нравственная сторона жизни и в нем самом, и в его учениках. Хорошо, если ученики и учитель чувствуют себя единомышленниками, которым важно идти вместе дороге Добра, Милосердия, Благотворительности. Да, конечно, бывает не всегда, но если удается прикоснуться к струнам детского сердца, это глубоко запечатлевается на всю жизнь.
Хотим предостеречь от одной возможной ошибки. На обычном уроке педагог “выше” своих учеников: он дает им знания, которыми сам владеет, а дети только потребляют. На уроке же с христианской этики такого неравенства быть не может. Мы не можем возвышаться над детьми, единственное, что мы можем – вместе давать больше места Добру в наших душах. Поэтому так важно учителю осознавать собственную неполноту, несовершенство и искренне стремиться к большему совершенству и как человека, и как специалиста.
Помните, что ведущим внутренним заданием ребенка младшего школьного возраста является ученичество. Ученичество и в дальнейшей жизни должно проявляться как способ общения с людьми: мы должны готовы учиться у каждого человека, которого встречаем на жизненном пути.
Наш предмет не является вероучительных, и педагогу нецелесообразно проявлять прямолинейность, умножая значимость сказанного частым ссылкой на Бога, как на авторитет.
Осторожно! Если мы авторитарные, безапелляционные и деспотические, и с такими чувствами говорим о Божественном, то именно такое представление дети могут иметь о Боге.
Пожелания: каким быть учителю
Идеальный учитель (к которому нам следует стремиться) умеет:
– Дружить с детьми, делать желанным для детей общения с собой;
– Различать в детях особенности их душевного склада, находить особый подход к каждому ребенку и способы воспитательного воздействия на нее;
– Ставить реальные воспитательные и образовательные цели и достигать их за определенное время;
– Организовывать детей для совместного действия и проводить ее (поход, праздник, спектакль)
– Владеть такими формами общения, как занятия, беседа, притча или сказка, викторина, подвижная игра, познавательная игра, предметно-ремеслова деятельность, совместная песня;
– Проводить родственные занятия с родителями на темы семейного воспитания.
Дополнительно к собственному профессионализму учителю желательно стремиться иметь следующие качества:
Смирения. По труду аввы Дорофея “душеполезных поучения”, смирение и смиренномудрие лежат в основе духовной работы над собой. В педагогической деле смирение необходимо для того, чтобы осознать, что сдвиги возможны только с Божьей помощью, и все собственные успехи приписывать не себе, а Творцу и благодарить Его.
Смирение же помогает НЕ раздражаться и не сердиться на детей, потому что благодаря ему можно увидеть, что другие люди, а особенно дети, лучше вас. “Хорошее и умного человека можно признать по тому, что такой человек других людей и лучше, и умнее себя” (Л. Толстой).
Кротость ( “кротость” – ц-слав.). Эта добродетель помогает усмирять свою страстность, а значит, помогает воспринимать душу ближнего, быть чутким и сердечным к нему.
Радость. Именно эта добродетель, вместе с кротостью есть, по апостолу Павлу (Гал. 5,23), одним из плодов духовных. Она очень важна для общения с детьми, которым радость жизни очень близка по их детской природой.
“В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности” (К. Ушинский).
Подготовка и проведение урока по христианской этике – важная часть учебно-воспитательного процесса
Очень важно, чтобы учитель христианской этики (особенно если это классный руководитель) чувствовал свою ответственность не только за представление знаний, но и за воспитание учащихся. “Добрый учитель не пропустит ни одного удобного случая, чтобы научить чему-то полезному” (Я.-А. Коменский). Именно тогда учитель относиться к уроку как к важному средству помощи ребенку на его личном пути к добру.
Исходя из вышесказанного и имея в виду основные принципы и подходы христианской педагогики, рассмотрим подготовку к уроку и его проведения.
Подготовка к уроку является чрезвычайно важной частью педагогического труда. Выделим содержательную подготовку, подготовку сердечно-чувственную и подготовку духовную.
Содержательная подготовка. Включает в себя освоение содержания, осознание целей урока, методическую подготовку последовательности педагогических действий на уроке
Сердечно-чувственная подготовка. Прежде всего – это подготовка к душевной взаимодействия, встречи учителя и учеников. Как уже было сказано выше, очень важным для педагога является установление личностных отношений с учениками. Педагог должен идти с охотой на встречу с детьми, быть рад им, иметь силу душевной поддержку и доброжелательность.
Духовная подготовка. Включает в себя два основных момента.
Первое (для того, кто имеет опыт молитвы) – это молитвенная подготовка к занятиям. Это должна быть молитва за своих учеников, чтобы Господь управил в обучении и в хорошем поведении.
Второе – покаяние, то есть способность видеть собственное несовершенство, свою неспособность без помощи Божией исправиться, сердечное просьба благодатной поддержки в уроке и в целом в процессе обучения.
Сам урок. Важно уметь в процессе подготовки задавать себе ряд вопросов:
1) какие содержательные цели ставит учитель на уроке – какой смысл он хочет донести; 2) которые он видит способы подачи содержания и пути усвоения содержания учащимися; 3) какую чувственно-эмоциональную сферу учащихся хочет пробудить учитель; 4) какие навыки и умения необходимо учащимся усвоить; 5) которое воспитательное значение урока – какие ценности и как хочет заложить учитель.
Цели урока. Содержательная цель: усвоение содержания. Учитель может выделить разную степень усвоения содержания: а) ответы на вопросы учителя; б) умение пересказать содержание; в) умение поделиться эмоционально-чувственным впечатлением от содержания; г) умение творчески отразить усваиваемое (например, в рисунке) г) проявить усвоенное в действии, в навыке поведения
Полезные вопрос себе (при подготовке).
•• Или я даю детям место для творческой самодеятельности во время урока?
•• Как проверить усвоение детьми того, что они воспринимают на уроке?
•• Как различить кратковременное усвоения и долговременное?
•• Какую меру времени и усилий я выделяю на кратковременное усвоения и на длительное?
Учителю при подготовке к уроку важно также помнить о душевные силы детей.
Опираясь на ум или разумную силу ученика, следует различать человеческую способность к рассуждению (размышления, рассудок) и способность благодати Божией понять сути, смыслы вещей и явлений. А это значит постижения самим учителем и раскрытия им перед учениками премудрости и целесообразности явления (предмета) как творения Божьего, или творения человеческого, созданное с помощью Божией.
Жизнелюбивая сила души учеников, то есть их стремление к жизненной полноты поддерживается полнотой жизни учителя в предмете и в событиях урока.
Сила заботы, опеки в душе ребенка пробуждается через заботу педагога о самом ребенке и о качестве и полноту усвоения предмета учеником.
Уважительные силу или способность уважать, относиться благоговейно к высокому, святого, учитель пробуждает у учащихся тем, что для него самого есть святыни, которые он уважает всем сердцем, всей душой.
Уровне урока: Педагог с опытом знает, что урок имеет несколько уровней разной глубины. Можно выделить 1) уровень содержания; 2) уровень событий; 3) уровень общения; 4) смысловой уровень; 5) промыслительно. Все равны, кроме 5-го, могут проектироваться при подготовке к уроку.
Об уровне содержания сказано выше. Уровень событий, или сценарий урока, выстраивается во время подготовки и контролируется в процессе урока. Это выстраивание, планирование тех или иных способов взаимодействия учителя с материалом и учениками.
На уровне общения происходит душевная и сердечная встреча педагога с учащимися. Уровень смысловой означает такую деятельность учителя и учащихся, которая имеет целью выйти на переживания ценностей, смыслов. И наконец, уровень промыслительно означает наблюдение учителя за Промыслом – как Промысел Божий проявляет себя в уроке и в целом в педагогическом процессе.
Есть полезной и такая схема проектирования урока:
1) Цель урока:
а) содержательная;
б) воспитательная: для ума; образно-чувственная (для сердца) деятельная и мотивационная (для свободы).
2) Взаимодействие учителя и детей на уроке:
а) действия учителя в отношении детей;
б) действия детей (здесь основной вопрос: как стимулируется образно-чувственная сфера детей, какими средствами)
3) Общий ход урока (последовательность действий учителя и детей);
4) Предсказание возможности импровизации (учителя и детей).
Советы для подготовки к уроку:
1. Составить краткий план-конспект урока по духовно-нравственную тематику, в котором должны быть отражены: средства обеспечения различных уровней урока; средства для пробуждения активности детей; средства поддержки тех или иных сил души ученика. Можно пользоваться предложенными выше схемами.
2. Рассмотреть основные действия, которые могут обеспечить духовно-нравственное “окраску” (или, другими словами, воспитательный аспект) различных предметов (на любую, не обязательно на морально-этическую тему) в общеобразовательной школе.
Рекомендуемая литература.
1 – Библия (Священное Писание). К., 2004.
2 – А. Савченко. Дидактика начальной школы. М .: Просвещение, 1996.
3. Концепция образовательной реформы на основе христианских ценностей с использованием преподавания основ христианской культуры в общеобразовательных учебных заведениях
http://archivorthodoxy.com/page-598.html
3. Христианская этика в украинской культуре. Курс для начальной школы (1-4 классы). Учебники, пособия, рабочие тетради. Авторы: Игумен Лонгин (Чернуха), прот. Богдан Огульчанский, Е.В. Белкина, И.Л. Сиданич. К., 2006-2008.
4. «Библейская история и христианская этика». Программа духовно-нравственного курса, рекомендованная Министерством образования и науки Украины. http://orthodoxy.org.ua/node/16884
5 – Архимандрит Платон (Игумнов). “Православное нравственное богословие”. Серг. Посад. Май-Серг. Лавра, 1994.
6 – Т. Склярова, А. Янушкявичене. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М .: Ин-т. экспертизы обр. программ, 2004.
7 – В. Зеньковский. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж: ИМКА-Пресс, 1925.
8 – А. Зелененко. “Важнейшие принципы православной педагогики”. (Диссертация канд. Богословия). СПб, 1997.
9 – Б. Огульчанский. Вступление в православной педагогики. Методическое пособие для студентов богословско-педагогических курсов (конспект лекций и хрестоматия). К., Всеукраинское Православное педагогическое общество 2011.
10 – Я.-А. Коменский. Великая дидактика – “Избранные педагогические сочинения” в 2т. М .: Педагогика, 1982.
11-В. Малахов. Этика (курс лекций). М .: Просвещение, 2007.
12 – с Коцар. Православная христианская этика. Учебное пособие. К.: МАУП, 2007.
13. Авва Дорофей. Душеполезных поучения.
14. М. Попович. Очерки истории культуры Украины. К .: Артек, 2001.