Неужели для верующих вся жизнь — это война? Если так, то откуда угроза, и что для нас может стать броней, шлемом и щитом?

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует размышления управляющего делами УПЦ митрополита Бориспольского и Броварского Антония над важными и одновременно сложными богословскими темами Апостольских Посланий. В очередном выпуске владыка Антоний толкует 6 главу послания апостола Павла к Ефесянам.

Послание к Ефесянам 6: 11:
¹¹ Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, ¹² потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. ¹³ Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. ¹⁴ Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, ¹⁵ и обув ноги в готовность благовествовать мир; ¹⁶ а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; ¹⁷ и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

«Облекитесь во всеоружие Божие» (Еф. 6:11). Завершая послание к Ефесянам, апостол Павел напоминает о том, что быть христианином — равнозначно, что быть воином. Но неужели вся жизнь — это война? И откуда всем христианам движется угроза?

Она, к сожалению, разлита в воздухе, невидимая, но ощутимая. Идет эта угроза от «духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Эта сила, пропитавшая всех, кто оказался незащищенным. Силе этой противиться можно только с Божьей помощью. Все христиане призваны бороться за жизнь, за то, чтобы в душе всегда было место Богу.

Апостол упомянул о «день лют» [«дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять» (Еф. 6:13)]. Нам надо всегда помнить, что каждому допускается время наиболее трудных испытаний. Чаще это бывает в старости. Иногда в предсмертной болезни все так складывается, что никакого терпения уже не хватает. Могут прийти мысли даже о самоубийстве как об избавлении от нестерпимых мук — иногда физических, иногда душевных, или всех вместе. И такое может прийти не всегда в старости. Устоять, не поддаться унынию, а тем более отчаянию, ропоту, чувству злобе, ненависти, жажде мести и тому подобному можно только с Богом.

Готовиться конкретно нам предстоит так, как советует апостол. Поясом считать истину, броней своей, то есть защитой, — праведность. Истина теперь для нас редкость, ведь сколько времени мы живем во лжи. Ложь встречаем всюду, волей и неволей втягиваемся в этот мутный поток. Кто еще пробует этому верить, часто наталкивается на обман, и на них смотрят, как на наивных и не знающих жизни. Праведность наша далеко не для всех ценность и реальность. Больше таких, кто знает, как надо, а делает в жизни, как хочет.

Готовность благовествовать мир может быть у нас как обувь? Мир надо иметь в своей душе, чтобы знать, как помочь примирить враждующих, или подсказать, как примириться с собственно совестью, с обстоятельствами, которые возмущают, вызывают досаду и сопротивление. Все это верно и хорошо. Но более всего необходим щит веры, который не допустит раскаленным стрелам лукавого уязвить нас. Стрелы эти — злые помыслы, которые всегда попадают в цель, если мы не боремся со своими страстями. Стоит врагу, к примеру, подбросить нам мысль, что кому-то больше внимания достается, больше уважения, и наша гордыня поднимает голову: чем я хуже. Или зависть, ревность, обидчивость. Сколько всего в нас, что может ранить, если мы не позаботимся защитить душу верой.

Остается подумать, что апостол подразумевал под словами «шлем спасения» (Еф. 6:17). Он сам в другом послании говорит об этом, называя шлемом спасения — надежду. А «меч духовный» (Еф. 6:17) — это Слово Божье, его надо знать, к нему надо возвращаться, им укрепляться, вдохновляться, защищаться. Господь поможет, но поможет борющемуся, не ленивому, равнодушному и беспечному, а стремящемуся в число воинов Христовых.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *