Апостол Павел сказал о себе своим безрассудным слушателям — галатам: «Живу уже не я, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:20). Апостол имел право так сказать, но можем ли мы так о себе говорить, да и заповедано ли это всем, или только избранным?

Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует размышления управляющего делами УПЦ митрополита Бориспольского и Броварского Антония над богословскими темами Апостольских Посланий. В очередном выпуске владыка Антоний объясняет значение данных слов апостола Павла из послания к Галатам.

«Живу уже не я, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:20), — так сказал апостол Павел Галатам, посетив их вторично и написав своё послание уже в Ефесе в 56 году.

Почему именно это уверение было своеобразным итогом всех увещаний апостола к Галатам? Потому что галатийские христиане, горячо приняв проповедь апостола Павла после общения с ним, не менее активно отозвались и на наставления еретиков. Апостол Павел очень удивлён и огорчен был такой реакцией на проповедь совратителей.

Чтобы подорвать авторитет апостола, еретики усердно вдалбливали слушающим их, что апостол Павел не был в числе 12-ти апостолов, что на него не распространяется призвание их, что он только льстит галатам, утверждая, что не спасают дела закона, а только вера в Иисуса Христа.

Апостол Павел, отвечая легкомысленным и безрассудным своим слушателям, разъясняет и доказывает своё апостольское достоинство, говоря при этом, что дела закона не оправдывают перед Богом.

До наших дней дожило это смущение: если дела не нужны и не важны, то как вера станет чем-то реальным и видимым? Здесь нельзя смешивать понимание закона. Для христиан апостольских времен «закон» был один — Закон Ветхозаветный. К тому же, он оброс множеством «преданий старцев», которые заслоняли Истину. Об этом и Господь в Своём Евангелии не раз говорил, не раз и поступал вопреки такому «закону», нарушая субботний покой.

Из этого следует сделать вывод: закон ветхозаветного человека, ставшего христианином, уступает своё место вере в Иисуса Христа и, конечно, обязывает держаться Евангельских заповедей. Исполнять их только внешне — мало. Они должны изменить всё существо человека, изменить его сердце, преобразить всю жизнь. Идеальным достижением, вершиной этого пути будет апостольская фраза: «Живу уже не я, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:20).

Апостол Павел имел право сказать это о себе, а могут ли это же повторить другие христиане? Можем ли мы сказать так о себе? Скорее всего, нет. По крайней мере, большинство не скажет о себе так.

Теперь подумаем о том, всем ли это заповедано, или это для некоторых, кому вручён дар от Бога и повеление быть во главе прочих? Во все века массы христиан предпочитали ответить на это так: пусть кто как поступает, а мы ходим в храм, признаём Бога, соблюдаем всё, что считается благочестием, — и достаточно. Такое отношение неизменно приводило верующих всех времён к одному — к обрядоверию.

Соблюдать внешний минимум «приличий», оставив сердце пустым и свободным для всякого зла — значит стать на путь фарисеев. Они весь закон и бесчисленное количество «толкований» знали прекрасно, но это не остановило их желания избавиться от Христа. Знали и многие поколения наших предшественников, что мало только соблюдать внешние установления, но жить по-христиански всегда трудно и на это всегда решались не все. Привело это ко всем ужасам революции и всему последующему, что мы видим сейчас.

Можно ли выйти из создавшегося положения, и если да, то как? Собственными силами — нет. Только Господь может сотворить чудо, но чтобы оно произошло, надо Господу открыть сердце, пустить Его жить в нём.

Но как конкретно это сделать? Начать с покаяния. Даже тот, кто считает, якобы ничего дурного не сделал, может каяться в том, что жил без Бога, никогда Его не благодарил, всем пользовался (силами жить, способностями, условиями, примерами других и т.д.), считая нормой только брать и ни за что не благодаря. Чем искренне и горячее благодарность, чем серьёзнее покаяние, чем решительнее будет поворот жизни, тем надежнее изменение жизни, тем больше будет жажда жить с Богом.

Но если на это способны опять же единицы, то могут ли они остановить общий «бег к смерти»? Не они, а Бог может найти выход и дать ещё возможность другим очнуться, одуматься.

А если обычный человек, всегда ходивший в храм и считавший, что апостольское утверждение «Живу уже не я, но живет во мне Христос» для избранных и высоких лиц, решит дать место Господу в душе, то что ему делать? Посторониться и дать Господу место в собственной жизни, в своём сердце, то есть забыть о своём «я», не считаться с тем, чего «я хочу» или что «мне нравится», но всё делать только так, как того хочет Христос.

А как узнать об этом? Из Евангелия. К тому же, всякое дело, даже самое незначительное, надо начинать с обращения к Богу — пусть только в душе, но с желанием ничем не нарушить Его воли — и, конечно же, приготовиться так поступать всегда, не считаясь ни с чем. Терпение, решительность, постоянство, молитва и покаяние приводили многих (хотя говорили об этом довольно редко) к радостному осознанию: «Живу уже не я, но живёт во мне Христос».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *