Это ли не безумие: требовать от человека любви к врагам, когда и на близкого её не хватает? Но если не в силах любить, значит – еще не христианин. Как быть?
Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует размышления управляющего делами УПЦ митрополита Бориспольского и Броварского Антония над богословскими темами Апостольских Посланий. В очередном выпуске владыка Антоний толкует слова апостола Павла из Первого послания к Фессалоникийцам о любви.
Обращаясь к фессалоникийцам, святой апостол Павел утверждает: «Ибо вы сами научены Богом любить друг друга» (1 Фес. 4:9). Триипостасный Творец через Свое вочеловечение открылся миру, прежде всего, как Бог любви. Поэтому христиане должны воспитывать в себе именно это качество.
В то же время, некоторые считают, что Евангельские заповеди нереальны, неисполнимы, нежизненны. «Любите враги ваша!» Это ли не безумие? Требовать от человека любви к врагам, когда и на близкого любви не хватает…
Порой человек прямо говорит, что никого не любит. Не любит потому, что сам не был никем любим, начиная с родителей. Это теперь особенно горькая правда. Она же ставит перед нами задачу: как можно любить, если не чувствуешь в себе к этому способности? Как требовать любви хотя бы к ближним, не говоря уж о врагах, если душа холодна, а разум скептически оценивает эти наивные речи и считает все это давно отжившим?
Да, Евангелие говорит о необходимости любви и к ближним, и к дальним, и даже к врагам. Без такой любви нет христианина. Кто себя таковым считает, но не в силах любить – еще не христианин. Что же делать тогда?
Тогда вернемся к Ветхому Завету, к заповедям, Моисеем принесенным с огнедышащего Синая. Там каждому четко сказано, чего делать нельзя. С этого надо начать. Ветхий Завет стоит на любви и справедливости. Новый Завет строит мост между Ветхим и Новым повелением: чего не хочешь себе, того не делай другому, или «как хочешь, чтобы с тобой поступали, так поступай и ты». Это под силу каждому.
Но тогда может всякий сесть на шею и помыкать тобой, зная, что не получит «по заслугам», ведь ты не станешь сопротивляться?
Если делаешь все, имея в виду заповедь Божию, «по заслугам» всякий получит от других, попущением Божиим, а терпящий по заповеди своего не потеряет.
А с любовью как? По справедливости поступить можно волевым усилием, но приневолить себя любить нельзя.
Да. Святые отцы говорят нам, что любовь может осветить, согреть, даже зажечь душу, когда мы устремимся к Богу. В Нем источник любви. Наладить связь с этим Источником – наше заветное желание и первая необходимость. Тогда преобразится вся жизнь, тогда заповедь всех любить, включая врагов, уже не будет казаться невыполнимой.
Но как подойти к такому Источнику?
Очищением своей души. Ничто скверное не имеет и не может иметь с Ним общения. Очистить душу нам указано средство. Это – покаяние. Покаяться можно лишь тому, кто осознал, как мерзок грех и как хочется очиститься.
А если никаких мерзостей за собой не знаешь?
Есть еще одно условие, без которого невозможно ни любить, ни прощать. Это – самолюбие, самомнение, самооправдание, словом – сплошной эгоизм. Мы его за грех не считаем и к своим мерзостям не относим, но он стоит между нами и Богом. Одолеть его не так просто, но кто хочет с ним проститься, тому Бог поможет.
Значит, выстраивается целая цепочка: сохранить заповеди Синая (не убей, не кради, не лжесвидетельствуй и т.д.) – сможешь подняться на «мостик» (т.е. не делать другому того, чего себе не хочешь). Поднимешься – поймешь, что к Богу ближе «стал, поняв, как Он» необходим для жизни. Почувствовав потребность в очищении и покаявшись, опытно узнаешь что «у Него источник жизни», а узнав и прильнув к этому Источнику, не будешь сомневаться, что можно и прощать, и любить, и о себе не думать, только бы жить Богом. Вот и станешь христианином.