ПЕРВАЯ БЕСЕДА
– Я имею мою собственную религию; я хочу повиноваться Богу, а не человекам. К чему мне Церковь и все ее уставы?
– Что это за собственная религия, которой ты намерен держаться? Не значит ли это, что ты хочешь жить в своеволии? Исполнять только те религиозные обязанности, которые не тягостны для твоей лености и невоздержания? Упражняться только в тех добродетелях, к которым чувствуешь наклонность, и отвергать те, которые трудны и противны страстям твоим? Такая религия не возродила бы мир в жизнь новую, духовную. Христианин, поступающий так, по имени только отличался бы от язычника.
Такой религией, друг мой, нельзя угодить Богу, Который требует от нас прежде всего смирения и самоотвержения; нельзя быть верным последователем Иисуса Христа, Который смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8).
Ты хочешь повиноваться Богу, а не человекам. Да как же ты это сделаешь, если Сам Христос сказал; Апостолам: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается (Лк. 10, 16)
Это сказано ,не об одних Апостолах, но о всех, которые через непрерывное рукоположение от них прияли власть вязать и решить, чему подтверждением служат слова Христовы, когда молит Он Отца об учениках и продолжает: Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17,20-21).
И, вознесясь на небо, Господь сказал: Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28,20).
Теперь ты понимаешь, что должно повиноваться и человекам, то есть Церкви, учрежденной Самим Христом!
Ты говоришь: “К чему Церковь и все ее уставы?
На это достаточно было бы ответить, что Господь Сам учредил ее, следовательно, это было нужно. Нo я постараюсь объяснить это тебе подробнее.
Учреждение Церкви необходимо было для сохранения во всей чистоте учения Христа и Его Апостолов. Оно, без сомнения, скоро бы изменилось, если бы всякий имел право объяснять по-своему Священное Писание и догматы, на нем основанные, принимать или отвергать предания и самопроизвольно уклоняться от постановлений и порядка, необходимого во всяком благоустроенном обществе. Это и было делом Святой Соборной и Апостольской Церкви – учредить этот необходимый порядок.
Священное Писание требует объяснения, ибо, как говорит Апостол: Буква убивает, а дух животворит (2 Кор. 3,6).
Сами, отцы вселенские, с великим трудом и глубокими Взысканиями, объясняли изречения Священного Писания. Отдельный же человек может придать ошибочный смысл некоторым изречениям, как то и делали ересиархи, основывавшие свои заблуждения на каком-нибудь отдельном тексте. Кто же опровергнет с силою и властию ложное учение, если не Святая Церковь, которая не может ошибаться, потому что озаряется Духом Святым.
Господь Иисус Христос основал Церковь, избрав Апостолов и дав им власть вязать и решить. Он по Воскресении Своем являлся им многократно в течение сорока дней, беседовал с ними и отверз им ум к уразумению Писаний (Лк. 24,45).
Его Божественные уста изрекли: Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас (Мф. 10,20). Кто принимает вас, принимает Меня (Мф. 10,40).
Приняв такую власть от Господа и право рукополагать епископов и пресвитеров, Апостолы везде учреждали Церковь, предписывая верным повиновение: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших (Евр. 13,17).
Апостолы дали уставы Церквам, не только написанные в посланиях их, но также и устное, сохраненные в Священном Предании их учениками. Сии Священные Предания имеют начало от Самого Иисуса Христа, научавшего тайнам Царствия Своих Апостолов. Многое, принятое от Христа, было передано устно Апостолами верным ученикам своим. Следовательно, Священные Предания равную имеют силу со Священным Писанием. Достоверность же Священных Преданий подтверждается и тем, что вся Соборная Церковь по тщательном рассмотрении приняла их, а Церковь Соборная заблуждаться не может, потому что она есть, по слову Апостола, столп и утверждение истины (1 Тим 3,15).
Церковь имеет обетование Господне, что врата ада не одолеют ее (Мф. 16,18).
На Вселенских Соборах великие отцы Церкви, прославленные святостью жизни и глубокою мудростью, обсудили и утвердили канон Священного Писания, Священное Предание, догматы Веры, уставы и порядок церковный. Следовательно, правила, ими установленные и принятые всею Вселенскою Церковью, имеют неоспоримую силу закона; и отмечающие их отметаются Самого Христа!
Вселенские Соборы имели по всей справедливости право судить и низлагать патриархов и епископов; им одним могла принадлежать непогрешительность, которая не может быть свойственна никакой отдельной личности.
Понимаешь ли ты теперь, что тот подобен язычнику, и мытарю, кто преслушает Церковь (Мф. 18, 17), едину Святую Соборную и Апостольскую, которую мы исповедуем в Символе веры.