ТРИНАДЦАТАЯ БЕСЕДА
– К чему мне исповедь?
-Во-первых, исповедь должна быть полезна уже потому, что установил ее Сам Бог, Который ничего не делает без причины.
Когда Господь по Воскресении явился ученикам, Он сказал им: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин 20, 22-23).
Эти слова так ясны, что не требуют объяснения. Чтобы священник мог отпустить грехи, нужно, чтобы кающийся исповедал их В этом и заключается исповедь. Она не человеческое изобретение, но установлена Тем Кто создал человека и всю вселенную, основал Церковь в утверждение веры Своей на земле и учредил в ней все Таинства ко спасению нашему – Иисусом Христом Сыном Божиим, истинным Богом.
Он, по великому Своему милосердию, дал нам исповедь для того, чтобы нам возвратить мир душевный. Когда мы испрашиваем прощения грехов своих, мы уповаем на прощение, но не уверены; что получим его. Исповедавшись с сокрушенным сердцем, мы слышим таинственные слова, произносимые священником: “Властию, данною мне, прощаю и разрешаю тебя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа!” Тогда мы, произнеся “Аминь” и уже совершенно остаемся уверены, что Господь принял покаяние наше и простил нас, потому что веруем слову Его Божественному: Кому простите грехи, тому простятся.
Вместе с разрешением наших грехов в Таинстве Покаяния нам всесовершенно вменяются заслуги Спасителя нашего. Иисус Христос , Сам дополняет совершенство и недостаточность исповеди и покаяния нашего Своею всесовершающею благодатию.
Господь наш, установив таинство Покаяния, удовлетворил врожденной потребности души нашей – каждый человек, сделав худо, чувствует необходимость облегчить душу сознанием проступка своего. Кто не испытал в минуту скорби желание излить сердце свое перед истинным другом? Таково свойства исповеди: грех есть зло, тяготеющее на душе; священник есть данный нам Церковью друг, которому мы можем поверять все беспокойства совести, который рассудит наши недоумения, утешит нашу печаль и не только облегчит, но снимет всю тяжесть с души нашей, возвратив ей радость мирной совести.
От самого начала христианства все верные исповедовали грехи свои и даже исповедовались всенародно, не боясь стыда, человеческого. Но Святая Церковь, не требуя такой тяжкой жертвы, довольствуется тайною исповедью перед священником, с тем, чтобы она была искренняя и с намерением не впадать в прежние грехи.
Попробуй исповедаться с верою и покаянием, и ты не скажешь тогда: “На что мне исповедь?”
Ты узнаешь на опыте, что она служит тому, чтобы делать нас добрыми, избавлять от пороков и помогать достичь высших добродетелей. Спроси о пользе исповеди у тех, кого она исторгла из пропасти отчаяния. Она предупреждает бесчисленное множество преступлений и несчастия. Она подъемлет грешника и возвращает его к Богу.
И последний раз исповедь утешит умирающего, готового предстать перед нелицеприятным и праведным Судиею.