ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ БЕСЕДА
– Но совесть меня ни в чем не упрекает.
– Да испытывал ли ты как должно свою совесть? Из двух одно: или ты необыкновенный человек, или не видишь ясно своей совести. Позволь сказать тебе откровенно: я уверен, что ты человек такой же, как и все, и что справедливо второе мое предположение.
Тебя совесть ни в чем не упрекает? Испытаем ее вместе и постараемся добраться до истины.
Подумай, в каких ты отношениях к Богу? Сознаешь ли ты, что обязан Ему чем-нибудь, Своему Творцу и Спасителю?
Поклоняешься ли ты Ему всеми силами души твоей?
Молишь ли Его ежедневно; с чувством сердечным, без холодности, и рассеяния мысли?
Благодаришь ли Его за бесчисленные благодеяния?
Покорен ли ты Его воли безусловно?
Испрашиваешь ли у Него прощения грехов твоих, с раскаянием и умилением сердечным?
Любишь ли Господа превыше всего и повинуешься ли заповедям Его?
Тот, кто Должен быть первым предметом всего твоего существования, какую долю имеет Он в твоей жизни и твоих мыслях? Бедные, дикие язычники Чтут своих ложных богов; а ты, зная Бога истинного, не живешь ли так, как бы Его не было вовсе?
Согласись, что в этих статьях найдется кое-что для твоей исповеди!
А твои обязанности к ближнему лучше ли ты их исполняешь? Положи руку на сердце; не найдешь ли и здесь крайней бедности своей и забвения долга? Милосердие искреннее и деятельное, сострадание ко всякой скорби; снисхождение к проступкам и слабостям братий твоих; уважение к их доброму имени; прощение обид; любовь к врагам; смирение; добрый пример; обязанности гражданина, отца семейства, сына, друга, исполняешь ли ты все это?
Вот и здесь, конечно, найдется достаточно предметов для исповеди!
Что же касается до обязанностей твоих по отношению к самому себе, тут будет еще больше.
Ты имеешь душу бессмертную как же ты печешься о ней? Не живешь ли ты почти так, как бы не имел ее вовсе?
Когда ты делаешь добро что побуждает тебя к тому? О действиях судят по намерениям; худое побуждение портит лучшие дела. Скажи, чувство ли долга бывает побуждением твоих действий? Желание ли исполнить волю Божию или своекорыстные побуждения, гордость, желание признания и похвал.
Как ощущаешь ты себя по отношению к воздержание и чистоте душевной?
Если бы другой человек говорил и поступал так, как ты не раз, может быть, говорил и поступал, что подумал бы ты о нем? Разве то, что тебе кажется отвратительным в других не таково же и в тебе?
Можно было бы распространить это испытание совести; оно, поверь мне, не полное. Но и этого достаточно, чтобы убедить тебя, если ты сам хочешь убедиться, что и в тебе есть достаточно материалов для очень важной и долгой исповеди!
Ступай же, друг мой, во врачебницу покаяния, и чем скорее, тем лучше; избери себе доброго духовника, который бы мог наставить тебя. Если и не найдешь такого, какого бы желал, не останавливайся за этим; Спаситель будет твоим наставником; ты исповедуешься Господу, а священник есть только свидетель, которому дана благодать разрешать твои грехи, каков бы он ни был лично.
Иди с верою и покаянием, с упованием крепким на милосердие Божие. Не бойся того, что не можешь припомнить всех своих грехов: лишь бы не была тому причиною холодность и нерадение. Говори, что помнишь, говори искренне и смиренно. Кайся истинно, с твердым намерением не впадать добровольно в грех. Господь простит тебе все и дополнит недостаток твоего признания Своею Благодатию. Он требует только доброй воли и смирения. Раскаяние есть сущность исповеди.
Иди же, умоляю тебя; поверь, что только первый шаг труден. Ты узнаешь, какое чувство счастия и спокойствия доставит тебе разрешение грехов твоих.
Истинное благополучие на земле – это мирное сердце, плод очищенной совести!