СЕДЬМАЯ БЕСЕДА
– В современном мире трудно верить чудесам.
– Тем хуже для тех, которые не верят истинным чудесам, засвидетельствованным Церковью! Их неверие вовсе не помешает тому, чтобы чудеса были, есть и будут.
Не странно ли, что люди верят историкам светским и даже языческим, а не хотят верить историкам церковным и свидетельствам, принятым Святой Церковью.
Конечно, теперь стало менее чудес, нежели было в первые времена христианства. Причина этому понятна: нужны были великие чудеса для утверждения веры христианской во всем мире. Необходимы были поразительные знамения, чтобы удостоверить столь чувственных язычников и столь упорных иудеев в Божестве Иисуса Христа Распятого, в истине Его учения, столь противоположного их закоренелым убеждениям, и в послании на проповедь Апостолов.
И мы, “не видевшие”, веруем, потому что обращение всего мира есть для нас непрестанное чудное свидетельство истины Христианской веры.
И в наши времена бывают чудеса, потому что они бывают нужны для утверждения колеблющейся веры нашей. Россия видели много таких знамений благоволения Божия к себе!
Не верить чудесам невозможно. Но весьма важно не увлекаться никаким суеверием и почитать несомненными только те чудеса, которые признаны Церковью.
Заметь, что те умствователи, которые отрицают истинно чудесное, по большей части сами – суевернейшие из людей в своей обыденной жизни!
Повторяю, что вместе с истинною верою, христианину должно соблюдать и мудрую осторожность.
Иисус Христос сказал, что при кончине мира восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф. 24,24).
Имея это предостережение, мы должны быть осмотрительны. Но есть способ различит истинные чудеса от ложных мечтаний: истинные чудеса всегда бывают во славу Бога и на пользу человекам; а ложные мечтания имеют целью погублять и противиться разуму Священного Писания. Во всех же сомнительных случаях самое верное для нас прибежище есть авторитет Святой Церкви.