В эллинистический период Дан, по-видимому, назывался Антиохией и был самым северным городом на территориях, завоеванныхАлександром Яннаем.
Постепенно Дан пришел в упадок и превратился в деревню; Евсевий (4 в. н. э.) упоминает Кфар-Дан. Память о библейском Дане сохранилась в названии Мивцар-Дан, которое евреи, жившие в 11–12 вв. в Баниасе, дали своему городу.
ГАВАОНгород в 10 км к северо-западу от Иерусалима в землях колена Вениаминова, один из древних и богатейших городов Ханаана. По библейскому рассказу, узнав об участи уничтоженных евреями Иерихона и Гая, жители Гиваона прибегли к хитрости: их послы, прибыв в лагерь Иисуса Навина в Галгале, просили заключить с ними союз, говоря, что они прибыли из «дальней земли» (ИбН. 9:3–15). Когда обман открылся, евреи, будучи связаны данной послам клятвой, не могли уничтожить Гиваон и ограничились — в наказание за обман — наложением на жителей города трудовой повинности в пользу «общества и жертвенника Господня» Коалиция ханаанских царей была разбита неподалеку от Гиваона Иисусом Навином, который, по библейскому сказанию, остановил солнце до наступления победы (ИбН. 10:12,13).
Во времена Давида здесь же произошло сражение между войсками Давида и Иш-Бошета (II Сам. 2:12–17); в этом месте Давид одержал победу над филистимлянами (I Хр. 14:16). До постройки Иерусалимского храма Гиваон был важнейшим религиозным центром, на «высоком месте» которого производились богослужения; там находились скиния и медный жертвенник, сопровождавшие израильтян в их скитаниях по Синайской пустыне (I Хр. 21:29; II Хр. 1:3, 5, 13), и приносились жертвы (I Ц. 3:4; I Хр. 16:39; II Хр. 1:3); в Гив‘оне совершал жертвоприношения Соломон, и там ему явился Бог (I Ц. 3:5; II Хр. 1:7).
Ежегодно девушки совершали паломничество к месту принесения в жертву дочери Иеффая в Галааде (Суд. 11:39–40).
И дал Иеффай обет Господу и сказал: если Ты предашь Аммонитян в руки мои, то по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение. По прошествии двух месяцев она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой, который дал, и она не познала мужа. И вошло в обычай у Израиля, что ежегодно дочери Израилевы ходили оплакивать дочь Иеффая Галаадитянина, четыре дня в году.
Вефиль – древний город в 17 км к северу от Иерусалима. На его месте находится арабская деревня Бейтин. Древнейшее поселение на этом месте возникло приблизительно в конце третьего тысячелетия до н. э. Библейский рассказ о постройке жертвенника Авраамоммежду Вефилем и Гаем (Быт. 12:6–8) хронологически обычно связывают с этим периодом. По Библии, название Вефиль было дано городу Иаковом (Быт. 28:10–22). Позднебронзовый век (15–14 вв. до н. э.) был периодом процветания ханаанского Бет-Эля. Примерно в первой половине 13 в. до н. э. Бет-Эль был завоеван и сожжен, а затем заселен израильтянами. Город находился на южной границе владений колена Эфраима, но фигурирует также и в списке городов колена Вениамина. Некоторое время, в период войны всех израильских колен против колена Вениаминова, скиния и Ковчег Завета находились в Бет-Эле. Пророчица Девора жила недалеко от города, а пророк Самуил периодически посещал его и вершил здесь суд. Саул во время войны с филистимлянами сосредоточил здесь свои силы.
При царе Давиде одним из центров паломничества был Хеврон. ХЕВРО́Н – город в Иудейских горах (950 м над уровнем моря) в 36 км к югу от Иерусалима — один из четырех городов, священных в иудаизме. Он был особенно популярен как центр паломничества во времена царя Давида. Там Давид был помазан на царство (2Цар.2,4) (II Цар. 15:7). «По прошествии сорока лет царствования Давида, Авессалом сказал царю: пойду я и исполню обет мой, который я дал Господу, в Хевроне; ибо я, раб твой, живя в Гессуре в Сирии, дал обет: если Господь возвратит меня в Иерусалим, то я принесу жертву Господу. И сказал ему царь: иди с миром. И встал он и пошел в Хеврон.»
Хеврон — один из древнейших непрерывно населенных городов мира. Иосиф Флавий, указывает на то, что Хеврон — самый древний город Эрец-Исраэль («…древнее даже, чем Мемфис в Египте, ибо число его лет определяют в 2300»). В Библии многократно указывается, что Хеврон прежде назывался Кирьят-Арба и Мамре. Впервые Мамре упоминается в самом начале Библии (Быт. 13:18) как место, где поселился Авраам и где он сделал жертвенник Богу. Названию Мамре постоянно сопутствует упоминание дубравы или одного дуба, около которого Авраам встретился с тремя ангелами (Быт. 18). Дуб, согласно традиции, растущий здесь с момента сотворения мира (см. Быт. 23:2, 23:19; Нав. 15:13 и др.), — так называемый мамрийский дуб.