Паломничество у иудеев после постройки Храма.
После реформ царя Соломона основными местами паломничества у евреев стали Иерусалим, Храмовая гора и Храм. Библия предписывает всем евреям-мужчинам посещение Храма на Песах, Шаву‘от и Суккот (Пасху, Пятидесятницу, Кущей) (см. Паломнические праздники) и в другие дни. Однако считалось, что даже самые строгие в соблюдении предписаний религии люди не обязаны посещать Храм во все эти праздники и каждый год, так как паломничество требовало больших расходов: на дорогу, на многодневное пребывание в Иерусалиме и на принесение жертв и подарков.
Сохранились описания паломничества периода Первого храма. Тогда паломничество еще не было массовым и постоянным явлением и не оказывало значительного влияния на жизнь Иерусалима и на службу в Храме. Не сохранилось сведений об исторических событиях, связанных с паломничеством в тот период, и нет упоминаний о публичных выступлениях пророков во время праздников. Однако сам факт существования единого центра паломничества имел большое государственное и политическое значение. Царь Северного Израильского Царства, отколовшегося от Объединенного царства Иудеи и Израиля, Иеровоам говорил: «Царство может опять перейти к дому Давидову, если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения…». Поэтому он возродил древние центры культа и паломничества в городах Вефиль и Дан (I Цар. 12:26–30).
В период Второго Храма вся духовная жизнь народа была сосредоточена в Иерусалиме. Евреи во главе с Неемией подписали договор, по которому взяли на себя обязательство поддерживать Храм, жертвуя треть шекеля и принося другие подарки. Большая часть пожертвований была так или иначе связана с паломничеством.
Паломничество считалось не только личным, но и общественным делом, и поэтому общество и власти города помогали паломникам, которые обычно собирались в Израиле и в диаспоре большими группами — караванами. Добровольный налог в полшекеля с каждого еврея доставлялся караванами в Храм. Паломники собирались на центральной площади города; во главе караванов стояли видные деятели общины. Паломничество совершали целыми семьями, включая женщин и детей: для них было выделено особое пространство около Храма.
Как правило, паломничество совершалось по одним и тем же дорогам, и Синедрион заботился о том, чтобы они содержались в порядке, о безопасности, об источниках воды; у обочины были деревья для защиты паломников от солнца.
Некоторые исследователи считают, что 15 песен восхождения, включенные в книгу Псалмов, — это песни паломников периода Второго храма. Судя по этим песням, путешествия караванов были праздничными и сопровождались игрой на музыкальных инструментах, песнями и танцами.
Синедриону сообщали о выходе караванов, также было известно, за какое время паломники пройдут традиционный маршрут. Так, путь из Галилеи в Иерусалим через Самарию занимал три дня. При приближении караванов жители Иерусалима выходили их встречать, часто находили среди прибывших родственников и знакомых и справлялись о земляках, которые остались дома. Встреча была торжественной, в ней участвовали руководители городской общины, служители Храма, причем соблюдалась иерархия: ранг встречавших зависел от общественного положения возглавлявших караван паломников.
Прежде всего прибывшие направлялись к Храму и только потом заботились о ночлеге, в этом им помогал Синедрион. Жителям Иерусалима не разрешалось брать с паломников плату за ночлег, поскольку считалось, что дома в Иерусалиме не были абсолютной собственностью жителей города. Однако хозяева не оставались в убытке, так как в благодарность за гостеприимство паломники оставляли им ценные шкуры жертвенных животных. Некоторые жители Иерусалима предоставляли гостям лучшие помещения, чтобы привлечь богатых паломников.
Многие общины диаспоры (например киренаикские, александрийские, киликийские, азиатские евреи) имели в Иерусалиме свои синагоги. Вспомнить о том, почему стал возможен феномен праздника Пятидесятницы.
Паломники должны были оставаться в Иерусалиме в течение всего праздника, который иногда продолжался восемь дней, как, например, Суккот (Кущи). Они прибывали в город за несколько дней до праздника, чтобы успеть пройти необходимые церемонии ритуального очищения, занимавшие, особенно для евреев из диаспоры, семь дней. Перед посещением Храма семидневному очищению подлежали даже те, кто был чист для других целей.
Ритуальные правила требовали, чтобы паломник, принесший жертву, ночевал в этот день в самом Иерусалиме (не в его окрестностях). Однако невозможно было оставить всех паломников в пределах города во все дни праздников; многие из них вынуждены были ночевать в домах или шатрах вокруг Иерусалима.