Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует очередное видео из цикла проекта «Духовный иммунитет» со священником Ростиславом Валихновским, заслуженным врачом Украины. Отец Ростислав рассказал, как научиться правильно молиться, чтобы наша молитва была полезной для нас, и радостной для Бога.

Священник Ростислав Валихновский напомнил, что “самым сильным способом защиты нашего духа, души, ума и тела от всевозможных невзгод” является стяжание Духа Святого. Он процитировал прп. Серафима Саровского: “Стяжи дух мирен – вокруг тебя спасутся тысячи”.

Также священнослужитель напомнил четыре главных способа, которые, по словам святых отцов, помогают нам стяжать Дух Святой: это чтение Святого Евангелия, добродетельности, участие в Таинствах Церкви и молитва.

“Сегодня мы поговорим о молитве”, – отметил о. Ростислав и подчеркнул: “Молитва – это разговор человека с Богом, разговор творения с Творцом. Представьте себе, насколько это величественное, чрезвычайно важное дело для нашего спасения! “

Священник Ростислав Валихновский пояснил, какие именно бывают молитвы.

“Молитва благодарственная. Благодарность Творцу Богу нашему за Его милости и щедроты, за те дары, которые мы осознаем и не осознаем, но которые мы получаем от Господа с самого рождения и до этого момента и в течение всей нашей жизни. Второй тип молитвы – молитва славословия, молитва, в которой мы славим Творца. “Слава Богу за все!” – какие замечательные слова св. Иоанна Златоуста, которыми он научил нас молиться! Третий тип – молитва покаянная. Это молитва, во время которой мы просим у Бога Святого исцеления от наших страстей и грехов, когда мы осуществляем метанойю нашей жизни, когда мы меняемся – меняем и свою жизнь, и свои мысли, и свои поступки с Божьей помощью “, – привел следующие основные молитвы о. Ростислав.

Кроме того, священник-врач выделил молитвы церковные и молитвы личные. “Когда мы участвуем в церковном богослужении и молимся в сообществе наших братьев и сестер, когда мы видим священнослужителей, которые служат Богу Святому и совершают службы всенощные, утрени, литургии, когда мы осуществляем наши утренние и вечерние молитвы – личные молитвы, то становимся перед Богом Святым и просим у Него, благодарим Его, славим Его”, – отметил он.

К сожалению, иногда случается так в жизни христианина, на что обратил особое внимание священнослужитель, человек молится десятилетиями, участвует в церковных молитвах и творит собственные, но не видит плодов молитвы – “молитва не трогает ни его сердца, ни его жизни”.

“Почему так происходит? – поднял такой вопрос отец Ростислав и рассказал о причинах этой досадной проблемы: “По словам святителя Игнатия (Брянчанинова), перед молитвой очень важно найти примирение с близкими. Нельзя приступать к молитве, если в сердце обида или гнев на кого-то. Если не удается примириться с человеком непосредственно, то надо в своем сердце попросить примирения с человеком, попросить у Бога помощи в примирении и самому постараться, чтобы из сердца исчезли обиды и гнев. Более того, святитель говорит такие слова: “Когда мы молимся невнимательно, то наша молитва становится оскорбительным для Бога пустословием”. Представьте себе: невнимательными молитвами мы можем навредить себе и своему спасению!”.

Священник Ростислав Валихновский дал пять главных советов о правильной молитве.

“Во-первых, становясь на молитву, мы должны осознавать, перед Кем мы стоим, к Кому мы обращаемся. А обращаемся к нашему Единому Богу, к Богу Творцу, к Тому, Кто дал нам душу, жизнь земную и шанс спасения и жизни вечной. От одной этой мысли в сердце христианина возникает благоговение и смирение во время молитвы, – дал такое наставление о. Ростислав. – Поэтому второй и третий советы – благоговение в молитве и смирение в молитве. Мы должны понимать свои немощи, осознавать, для чего нам нужна молитва, о чем мы просим и какова цель нашего обращения. Четвертое – то, что мы, безусловно, должны просить у Бога только хорошего, доброго, потому что Бог есть благой, добрый, вселюбящий, поэтому мы просто не можем просить чего-то плохого или злого, что может навредить кому-то. Господь, конечно, такие молитвы не услышит и не будет выполнять. Следующий совет, который является главным, – это молитва с верой. Без веры мы не можем приступать к молитве. Когда мы верим, то в сердце надеемся на то, что по нашей вере Господь дарует то, о чем просим”.

Отдельно священник-врач остановился на важных практических советах из трудов святых отцов.

По его словам, чтобы научиться правильно молиться, надо начинать с простых, коротких молитв. “Потому что в короткой молитве наш ум и наше сердце может сконцентрироваться на словах молитвы, на смысле молитвы, – отметил он. – Из истории Церкви мы знаем, что Иисусова молитва звучит так: “Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного!”, еще короче: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя!”, а еще короче: “Господи, помилуй!”. В этих коротких молитвах весь закон и пророчества Нового Завета. Наше сердце и наш ум могут, собственно, в этих молитвах быть на 100% искренними перед Богом. И такими короткими молитвами надо начать свое молитвенное правило. Также короткие молитвы, прославляющие Господа и рекомендуемые святыми отцами: “Господи, слава Тебе!”, “Слава Богу за все!” “.

Как добавил отец Ростислав, такие короткие молитвы мы всегда можем возносить к Господу, когда в одиночестве, когда вокруг тишина, когда трудимся физически.

Кроме того, по настоянию священнослужителя, молитвы обязательно надо возносить вдумчиво и не спеша.

“Мы должны говорить вдумчиво, внимательно, чувствуя те слова, которые произносим. Когда мы начнем говорить скороговорками: “Тра-та-та, та-та-та”, – то, конечно, такие молитвы не нужны Богу. Я говорю жестко, но эти выводы получены из трудов святых отцов Церкви. Ведь пустословие (вспомним еще раз слова свт. Игнатия (Брянчанинова)) не нужно ни Богу, ни спасению наших душ”.

Также, по убеждению отца Ростислава, молитва должна дополняться делами милосердия и постом.

“Очень важно дополнить молитву постом. Как телесным постом, так и предотвращением лишних информационных раздражителей. Прекрасно будет для нас, если мы дополним молитву добрыми делами”, – сказал он.

Следующее условие, как заметил священник, – это концентрированность верующего.

“Очень важно, как предостерегают святые отцы, чтобы мы не представляли во время молитвы визуальных образов. Для души христианина важна концентрация на содержании молитвы, а различные визуальные картинки или образы могут отвлекать душу от молитвы. Потому что такие так называемые “духовные практики” могут привести к духовным болезням”, – пояснил он.

Подытоживая сказанное, иерей Ростислав Валихновский описал определенный алгоритм чтения ежедневного молитвенного правила.

“Итак, мы начинаем свое молитвенное правило короткими молитвами. Есть такой опыт, когда мы ориентируемся не на количество молитв, а на время, которое тратим на молитвенное правило. Например, мы отмечаем себе по таймеру или секундомером 15, 10 или 5 минут (в зависимости от того, какое время молитве человек способен уделить) для внимательной, не спешной молитвы. Когда вы будете знать, что у вас отведено определенное время на молитву, то будете концентрироваться на качестве молитвы, на смысле каждого слова, на искренности каждого слова, которое будет отображаться как в сердце, так и в уме молящегося. Это очень важно! Попробуйте, пожалуйста, такой практический подход к молитве”, – дал он такой совет.

Вместе с тем, о. Ростислав акцентировал на том, о чем, по мнению святых отцов, надо просить в молитве.

“Во время молитвы святые отцы не рекомендуют, во-первых, быть многословными в своих просьбах, а во-вторых, как говорят некоторые из них: “Не проси ничего у Бога, потому что Господь знает, что тебе надо”. Итак, молитва будет наиболее полезной для нас и радостной для Бога? У Бога мы можем просить одного: очищения от наших грехов и страстей, – подчеркнул он. – Господу важна наша душа. “Дай Мне сердце твое” (Прит. 23, 26), – слышим мы в Священном Писании. И сердце, которое хочет быть лучше, просит у Бога исцеления от своих духовных болезней. Это самое главное. Как только мы исцелимся, станем духовно здоровыми, или, если точнее, “здоровее”, то сможем получить от Бога вся и все. Сразу мы увидим изменения в своей жизни: как внутренние, так и внешние, – и сможем принести пользу нашим близким”.

Священнослужитель предостерег от такого явления, как молитва без внимания.

“Нам не нужно становиться “тяжеловесами”, дорогие и родные. Человек начинает много читать молитв по молитвослову, но не погружаясь в слова молитвы, – и тогда возникает состояние “замоленности”. Некоторое время человек молится, молится, но проходит месяц, другой, третий, и он вообще перестает молиться. Душа становится черствой. Чтобы не попасть в такие враждебные сети, необходимо быть внимательными и искренними в молитве. Именно поэтому необходимо начинать с малого, с простого и двигаться с Божьей милостью к новым шагам в своем молитвенном росте. Очень важно во время молитвы, когда мы читаем слова великих подвижников благочестия, христианства, вдуматься: “А что же имел в виду святой? Какие страницы своей жизни он вложил в молитвы, которые мы читаем в Молитвослове? “, – дал такое ​​духовное наставление о. Ростислав.

Напоследок он отметил, что удивительно важна и возможность христианина видеть в молитве слова истины, жить по ним и “с каждым днем ​​все больше и больше воплощать эту истину и правду в своих поступках, в своих действиях, таким образом помогая нашим близким и с Божьей милостью изменяя мир вокруг к лучшему”.

“Дорогие братья и сестры, спасибо вам за то, что вы выделили время и уделили внимание этому видео! Просим рекомендовать его вашим близким. Спасибо за поддержку проекта “Духовный иммунитет”. До новых встреч! Всех щедрот вам и вашим близким!”, – поблагодарил зрителей и читателей иерей Ростислав Валихновский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *